Этнопсихология: вопросы теории и практики

О Сборнике

Входит в тематические подборки: Этнопсихология: вопросы теории и практики

Сборник посвящается памяти Елены Фролковой,
студентки 5 курса, учившейся на кафедре,
безвременно скончавшейся 29 марта 2010 г.

Предисловие

Настоящее издание является третьим выпуском сборника научных трудов, подготовленным на кафедре этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования факультета социальной психологии МГППУ.

Сборник подготовлен в рамках деятельности по реализации концепции развития кафедры. В первую очередь это решение вопроса научно-методического сопровождения образовательного процесса, обеспечивающее усвоение студентами этнопсихологии как метода анализа социально-психологических проблем в контексте этничности и межэтнических отношений. Во-вторых, сборник непосредственно связан с научной работой кафедры в рамках научной школы проф. Хухлаевой О.В. «Этнопсихологические проблемы образовательного пространства в современных социокультурных условиях».

Содержательно сборник разделен на четыре направления.

Первое носит название «In memoriam» и связан с памятью студентки 5 курса кафедры этнопсихологии (2009/2010 уч.год) Елены Фролковой, которая внезапно ушла из жизни 29 марта 2010 года. Здесь помещена статья, подготовленная по результатам ее исследования, выполненного в рамках подготовки дипломного проекта.

Второе направление носит название «кросс-культурная психология».

В него входит теоретический обзор основных подходов к изучению индивидуализма-коллективизма в зарубежной психологии и описание экспериментального исследования особенностей восприятия родителей старшеклассниками разных этнических групп.

Третий раздел посвящен различным вопросам, связанным с психологией межэтнических отношений. Это изложение вопросов методологии исследования связи предубежденности и межэтнического взаимодействия, результаты исследований взаимосвязи этнической идентичности, культурной дистанции и этнической дискриминации, влияния информации о культурных сходствах и различиях на националистические особенности межгруппового восприятия, а также отношения к дискриминации у современной молодежи.

Четвертый раздел связан с прикладными аспектами этнопсихологии.

В нем представлен сравнительный экспериментальный анализ различных видов межкультурного образования. Изложены принципы построения и возможности использования «Опросника межкультурного развития» М. Беннета и Хаммера. Представлена технология использования метафоры «щит равнинных индейцев» для проведения психодраматического действия. В заключительной статье раздела вниманию читателей предлагается обсуждение современных подходов к пониманию кросс-культурного интеллекта.

Надо сказать, что половину материалов сборника составляют статьи, подготовленные по результатам дипломных работ. Таким образом сборник является результатом совместного со-творчества преподавателей, аспирантов и студентов кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ.

О.Е. Хухлаев