Экспериментальное изучение регулирующей функции образов природы

59

Аннотация

Представлены результаты экспериментального изучения образов представления природы и их регулирующей функции в эмоциональной сфере человека. Приводятся данные сравнительного качественно-количественного анализа различий в формальных характеристиках образов представлений родной и экзотической природы и в содержании вызываемых ими переживаний.

Общая информация

Ключевые слова: образы представления, регулирующая функция, чувства, формальные характеристики образов представления

Рубрика издания: Эксперимент в когнитивной психологии

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Фролова С.В. Экспериментальное изучение регулирующей функции образов природы // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы.

Фрагмент статьи

Современный мир ускоряющихся перемен выдвигает задачу исследования тайн высших устремлений человека, изучения его регулятивных возможностей и, в частности, основных форм, в которых для него субъективно существуют внутренний мир и окружающая его действительность – разноплановых образных явлений. Категория образа является одной из центральных в психологии и берет свое начало еще в античной мысли. Именно образы становятся основным содержанием психики субъекта, возникая в результате отражения объективной реальности. В психологии выделяют сенсорные образы, образы восприятия, образы представления, образы воображения, умственные образы, послеобразы, сновидные образы, целый класс образов измененных состояний сознания (Гостев, 2007).

Психический образ осуществляет регулирующую функцию и способен вызывать различные по силе и содержательной окраске переживания, а также побуждать к различного рода действиям и поведенческой активности. Одним из интереснейших с точки зрения изучения регулирующей функции является класс образов представления. Термин «представление» использовался Б. Ф. Ломовым как более общее понятие для обозначения особого уровня психического отражения – уровня представлений, который охватывает и образы памяти, и образы воображения (Ломов, 1984). Согласно такому пониманию, представление есть чувственный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения в памяти или в воображении.

Образы представления способны вызывать целостные переживания, имеющие когнитивную, эмоциональную и конативную стороны. Они характеризуются содержанием, формой, перцептивными модальностями, валентностью (отрицательной или положительной), эмоциональной заряженностью (Vija, Lusebrink, 1991), силой переживания, субъективной значимостью. Образ может быть приятен или неприятен и вызывать различные чувства. Сила переживания может варьироваться от образа к образу и субъективно оцениваться личностью. Положительно значимое переживание, вызываемое образом, может давать ощущение прилива сил. В этой связи образ представления можно определить как один из энергетических источников психики человека, способный принимать активное участие в регуляции его состояний и деятельности.

Полный текст

Современный мир ускоряющихся перемен выдвигает задачу исследования тайн высших устремлений человека, изучения его регулятивных возможностей и, в частности, основных форм, в которых для него субъективно существуют внутренний мир и окружающая его действительность – разноплановых образных явлений. Категория образа является одной из центральных в психологии и берет свое начало еще в античной мысли. Именно образы становятся основным содержанием психики субъекта, возникая в результате отражения объективной реальности. В психологии выделяют сенсорные образы, образы восприятия, образы представления, образы воображения, умственные образы, послеобразы, сновидные образы, целый класс образов измененных состояний сознания (Гостев, 2007).

Психический образ осуществляет регулирующую функцию и способен вызывать различные по силе и содержательной окраске переживания, а также побуждать к различного рода действиям и поведенческой активности. Одним из интереснейших с точки зрения изучения регулирующей функции является класс образов представления. Термин «представление» использовался Б. Ф. Ломовым как более общее понятие для обозначения особого уровня психического отражения – уровня представлений, который охватывает и образы памяти, и образы воображения (Ломов, 1984). Согласно такому пониманию, представление есть чувственный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения в памяти или в воображении.

Образы представления способны вызывать целостные переживания, имеющие когнитивную, эмоциональную и конативную стороны. Они характеризуются содержанием, формой, перцептивными модальностями, валентностью (отрицательной или положительной), эмоциональной заряженностью (Vija, Lusebrink, 1991), силой переживания, субъективной значимостью. Образ может быть приятен или неприятен и вызывать различные чувства. Сила переживания может варьироваться от образа к образу и субъективно оцениваться личностью. Положительно значимое переживание, вызываемое образом, может давать ощущение прилива сил. В этой связи образ представления можно определить как один из энергетических источников психики человека, способный принимать активное участие в регуляции его состояний и деятельности.

В практической психологии важное регулирующее значение для психики человека отводится образам природы. Среди психотехник нейролингвистического программирования встречается использование приема ассоциирования необходимого для личности психического ресурса (психического состояния или свойства) с образом природного явления и идентификации с ним. Обращение к образам природы как источникам психической силы, необходимой для преодоления жизненных трудностей, характерно для мифологии, народных преданий, искусства. Интерес к детерминации психических явлений со стороны окружающей природной среды является выраженным в экологической психологии (Barker, 1968). Для изучения воздействия природной среды на психику человека Б.А. Душковым предложено новое направление – географическая психология, целью которой является выявление связей между психикой человека и окружающей его природной средой (Душков, 2001). Одним из основных направлений этнопсихологических исследований является экологическое направление, представители которого следуют принципу географического детерминизма и пытаются выяснить суть воздействия, оказываемого на этническую группу местностью, географическими условиями, природными и климатическими факторами.

Кажется неожиданным, что в век доминирования технической рациональности, материальных ценностей фактор природы остается, хотя и не вполне осознаваемым, но влияющим на субъективное благополучие личности. Так, например, нами было обнаружено, что наряду с экономическими, нравственно-психологическими и культурными факторами в качестве одной из причин принятия решения о суверенной эмиграции выступают предпочтения, отдаваемые климатическим особенностям и природе другой страны (С. В. Фролова). Не менее важное значение имеет климатогеографический фактор при выборе направления туристического отдыха.

В исследованиях Х. Лейнера показана особая психодиагностическая функция представления образов природы. Спонтанно возникающие у пациентов в процессе кататимно-имагинативной (образно-чувственной) психотерапии образы экзотических ландшафтов, не связанные с местом его рождения и проживания, сигнализируют о психопатологических проблемах (Лейнер, 1996). И напротив, здоровый человек, живущий в средней полосе, представляет, как правило, среднеевропейские ландшафты. Эти данные согласуются с результатами исследований А. В. Сухарева, которым было показано, что предпочтение экзотических ландшафтов является маркером углубления нозологической отнесенности депрессивных и аффективных расстройств (Сухарев, 2008).

Опираясь на ряд перечисленных выше теоретических положений и имеющихся эмпирических данных, нами было сформулировано предположение о существовании различий в формальных характеристиках образов представлений родной и экзотической природы и содержании вызываемых ими чувств. В случае выявления такой дифференциации необходимо учитывать содержательную и смысловую характеристику образа при его использовании, например, при разработке психотехник управления психическими состояниями и психотерапевтических технологий.

Проверка данного предположения, имеющего прямое отношение к внутреннему миру человека, требовала создания модели эксперимента, взаимодополняющей использование естественнонаучного и гуманитарного подходов, учитывающих как постижение субъективных и качественных аспектов переживания образов, так и использование методов количественной оценки показателей их проявления. Модель нашего эксперимента включала в себя психотехнику погружения в образы родной и экзотической природы и их кататимного переживания; процедуру субъективного описания образов представления; качественно-количественный анализ параметров образов (их формальные характеристики в рамках различных сенсорных модальностей) с использованием субъективной 10-балльной шкалы оценок; процедуру рефлексии и вербализации чувств, сопровождающих образы представления. Обработка полученных в результате экспериментальных процедур данных осуществлялась при помощи статистических математических методов: χ2-критерия Пирсона, t-критерия Стьюдента. В эксперименте приняли участие 65 человек (возраст участников – от 19 до 35 лет).

За основу разработки методики погружения в образы природы брался метод кататимного переживания образов Х. Лейнера и подход этнофункциональной психотерапии А. В. Сухарева, ориентирующий внимание на мало осознаваемые переживания, эмоциональное отношение к образам природы, а также психическое состояние человека (Сухарев, 2008). Погружение в образы родной и экзотической природы завершалось рефлексией вызываемых ими чувств, а также дифференцированным анализом субмодальностей, в которых они возникали. Среди формальных характеристик субъективных образов анализировались особенности зрительной, аудиальной, кинестетической и других модальностей: яркость, контрастность образа, степень освещенности, цветовые характеристики (цветной или черно-белый образ, преобладание тех или иных цветов), удаленность, наличие или отсутствие границ, величина; наличие или отсутствие звукового сопровождения, громкость, гармоничность/дисгармоничность звука; статичность или динамичность образа, экстенсивность движения, наличие особых ощущений (вкусовых, температурных и т. д.); ассоциированность/диссоциированность образа. Как отмечает Н. В Тарабрина, диссоциация является одним из фундаментальных свойств психики и лежит в основе многих феноменов как в рамках нормального, так и патологического функционирования психики (Тарабрина, 2001). В нашем экспериментальном исследовании мы опирались на операционализированное понимание диссоциации/ассоциации, используемое в нейролингвистическом программировании. Когда человек ассоциирован с образом, он представляет происходящее, как бы находясь «внутри своего тела» и глядя вовне. Ассоциированный образ представления является как бы слитым с собственным телом, в момент его актуализации человек может видеть, двигаться и знать, что он чувствует. Когда образ диссоциирован, он находится «вне своего тела», человек может видеть себя со стороны; доступ к собственным ощущениям в этом случае резко снижен или почти невозможен (Гриндер, 1995). Ассоциированность образа характеризует его высокую положительную значимость для субъекта. Диссоциированность выступает признаком уменьшения значимости представляемого явления.

В результате интроспективной процедуры и качественно-количественной обработки данных нами были получены достоверные различия в содержании переживаемых чувств, вызываемых образами представления родной и экзотической природы (см. таблицу № 1). Как оказалось, образы родной природы вызывают более позитивные эмоциональные переживания самого широкого спектра: радость, спокойствие, восхищение, восторг, счастье, уверенность, бодрость, интерес и др. Образы экзотической природы чаще сопровождаются тревогой, грустью, тоской, раздражением, апатией, отчужденностью (ρ≤0,01). Результаты интроспективного анализа своих чувств были часто неожиданными для самих участников эксперимента и обнаруживали их предварительную, прямо противоположную когнитивную установку в отношении экзотических образов природы. Экзотическая природа до чувственного погружения в ее образ часто мыслилась как более привлекательная, желаемая, радостная, праздничная. Проведение подобной психотехнической процедуры способствовало снятию такой неоправданной когнитивной установки и более глубокому пониманию возможности использования образов в регуляции психических состояний.

Таблица 1 Чувства, сопровождающие образы представления родной и экзотической природы

Примечание: знаком ** отмечены показатели, достоверно различающиеся с уровнем до стоверности ρ≤0,01 по χ2-критерию Пирсона; р – образы родной природы, экз – образы экзотической природы. Кроме того, нами были обнаружены различия в представлениях образов родной и экзотической природы по ряду формальных характеристик (см. таблицу № 2) и их ассоциированности/диссоциированности. Образы родной природы бессознательно кодируются как более светлые, крупные, динамичные, вызывают ощущение большего прилива сил и чаще являются ассоциированными, чем диссоциированными, по сравнению с образами экзотическими (ρ≤0,05), что свидетельствует о более высокой их значимости и доступности для переживания, а вследствие положительно окрашенного чувственного содержания и об их большем психотерапевтическом потенциале.

Таблица 2 Выраженность формальных характеристик образов родной и экзотической природы, подчеркивающих их значимость для личности

Примечание: знаком * отмечены показатели, достоверно различающиеся с уровнем достоверности ρ≤0,05 по t-критерию Стьюдента.

В результате проведенного экспериментального исследования можно сделать следующие выводы. Существуют различия в формальных характеристиках образов представлений родной и экзотической природы и в содержании вызываемых ими чувств. Образы родной природы чаще, чем образы экзотической природы, сопровождаются ощущением «прилива сил», обладают более глубокой значимостью для личности, а вследствие их положительно окрашенного чувственного содержания имеют и больший психотерапевтический потенциал.

Психотехника погружения в образы родной и экзотической природы и их кататимного переживания в сочетании с процедурой рефлексии и вербализации чувств позволяет обнаружить предубеждения части испытуемых о более сильном положительном эмоциональном воздействии на них образов экзотической природы и снять данную неоправданную когнитивную установку. Исследование субъективных параметров образов способствует более глубокому и дифференцированному отношению к родной и экзотической природе как источникам личностных сил или стрессоров, а также пониманию возможности использования образов в регуляции психических состояний. Полученные различия в вызываемых образами эмоциональных состояниях подтверждает необходимость учета индивидуальной содержательной и смысловой характеристики образа при разработке психотехник и психотерапевтических технологий.

К сожалению, рамки одной статьи не дают возможности обсуждения вопросов детерминации полученных содержательных различий между образами представления родной и экзотической природы. Поэтому мы останавливаемся только лишь на констатации обнаруженного факта существующих тенденций, не ставя в данной работе задачу объяснения этого какой-либо причинно-следственной связью. Разработанная модель экспериментального изучения формальных характеристик субъективных образов, включающая психотехнику направленной визуализации, процедуру субъективного описания образов представления; качественно-количественный анализ параметров образов с использованием субъективной балльной шкалы оценок; процедуру рефлексии и вербализации чувств, сопровождающих образы представления, может быть применена и к решению других задач в рамках проблемного поля изучения регулирующего влияния содержания психического образа на эмоциональное состояние и поведение личности. Данная экспериментальная модель дает возможность изучения образных явлений как посредством постижения субъективных и качественных аспектов их переживания в традициях гуманитарного знания, так и с использованием методов количественной оценки показателей их проявления в поведении, результатах деятельности – в позитивистских традициях.

Литература

  1. Гостев А. А. Психология вторичного образа. М.: Изд-во ИП РАН, 2007.
  2. Гриндер М. Исправление школьного конвейера или НЛП в педагогике. М, 1995.
  3. Душков Б. А. Психология типов личности, народов и эпох. Екатеринбург, 2001.
  4. Лейнер Х. Кататимное переживание образов. М.: Эйдос, 1996.
  5. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  6. Сухарев А. В. Этнофункциональная парадигма в психологии. М.: Изд-во ИП РАН, 2008.
  7. Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб.: Питер, 2001.
  8. Фролова С. В. Смыслообразующие факторы эмиграционных намерений студентов // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 3. С.58–67.
  9. Barker R. Ecological psychology. Stanford: Stant. Univ. Press, 1968.
  10. Vija B., Lusebrink Ph. D. Levels of imagery and visual expression // Mental imagery. N. Y.–London: Plenum press, 1991. P. 35–43.

Информация об авторах

Фролова Светлана Владимировна, кандидат философских наук, доцент кафедры консультативной психологии факультета психологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», Саратов, Россия, e-mail: frolovasv71@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2894
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 59
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1