Оценка эффективности программы психологической реабилитации с целью профилактики социальной депривации детей младшего школьного возраста с онкологическими заболеваниями

Аннотация

В статье представлен опыт апробации программы психологической реабилитации в профилактике социальной депривации детей младшего школьного возраста с онкологическими заболеваниями и оценка ее эффективности. Представленная программа психологической реабилитации реализуется на этапе длительного лечения в медицинском стационаре, а также в период обучения ребенка младшего школьного возраста с онкологическим заболеванием в госпитальной школе. Цель программы психологической реабилитации — повышение успешности реинтеграции ребенка младшего школьного возраста с онкологическим заболеванием в социум после продолжительного лечения путем развития социальных навыков и снижения уровня тревожности. В результате апробации данной программы психологической реабилитации получены следующие научные и практические результаты: у детей младшего школьного возрастас онкологическими заболеваниями уже во время длительного лечения в медицинском стационаре и обучения в госпитальной школе повысился уровень социальной адаптации и социальной активности, снизилось проявление эффекта социальной желательности. Дети младшего школьного возраста с онкологическими заболеваниями в результате проведения программы психологической реабилитации стали более открыто говорить о своих переживаниях, эмоциях и чувствах. Все эти результаты могут стать основой для успешной социальной реинтеграции детей младшего школьного возраста с онкологическими заболеваниями после продолжительного лечения. Научно-практическим результатом данного исследования стала разработка и экспериментальная проверка реализации Модели комплексной медико-психолого-педагогической помощи при подготовке детей младшего школьного возраста с онкологическими заболеваниями к реинтеграции в социум после продолжительного лечения в медицинском стационаре. Разработанную программу психологической реабилитации можно внедрить в работу клинических психологов, работающих в детских медицинских учреждениях, а также в работу педагогов-психологов госпитальных школ в целях психолого-педагогической подготовки детей младшего школьного возраста с онкологическими заболеваниями к реинтеграции в социум после продолжительного лечения в медицинских стационарах.

Общая информация

Ключевые слова: младший школьный возраст, клинико-психологическая реабилитация, онкология, социальная депривация, реинтеграция

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.402

Получена: 19.03.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Куртанова, Ю.Е., Щербакова, А.М., Бурдукова, Ю.А., Зорина, Е.С., Белозерская, О.В., Лыкова, Н.С., Щукина, В.Д., Бриллиантова, А.А. (2024). Оценка эффективности программы психологической реабилитации с целью профилактики социальной депривации детей младшего школьного возраста с онкологическими заболеваниями . Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 14(4), 588–604. https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.402

Литература

Долуев И. Ю., Зорина Е. С., Соловьев Д. А. Выявление актуальных запросов психолого-педагогического сопровождения семей с детьми, перенесшими онкологические и гематологические заболевания // Перспективы науки и образования. 2023. № 1. С. 451–468.

Зорина Е. С. Психолого-педагогическая практика в госпитальной школе: от первого знакомства до формирования дидактического портфеля // Педагогическое образование: история становления и векторы развития: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию открытия педагогического факультета при 2-м МГУ, Москва, 14–15 октября 2021 года. М.: МПГУ, 2022. С. 1419–1423.

Касаткин В. Н. Когнитивные характеристики и проблемы поведения у детей с острым лимфобластным лейкозом, завершивших лечение по протоколу МБ-2008: пилотное исследование // Вопросы практической педиатрии. 2015. Т. 10, № 5. С. 7–13.

Касаткин В. Н. Физическая и психологическая реабилитация детей с опухолями задней черепной ямки. М.: МЕДпресс-информ, 2023.

Куртанова Ю. Е., Белозерская О. В., Бурдукова Ю. А., Щукина В. Д. Проблемы реинтеграции в социум после продолжительного лечения детей младшего школьного возраста с онкологическими заболеваниями // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2022. № 4. С. 64–74.

Куртанова Ю. Е., Бурдукова Ю. А., Щербакова А. М., Зорина Е. С., Белозерская О. В., Лыкова Н. С., Щукина В. Д., Бриллиантова А. А. Когнитивные, эмоциональные и социальные особенности детей младшего школьного возраста с онкологическими заболеваниями // Новые психологические исследования. 2023а. № 3. С. 108–126. https://doi.org/10.51217/npsyresearch_2023_03_03_06

Куртанова Ю. Е., Бурдукова Ю. А., Щербакова А. М., Зорина Е. С., Белозерская О. В., Лыкова Н. С., Щукина В. Д., Бриллиантова А. А. Психосоциальная реабилитация в детской онкологии // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2023b. № 4. С. 108–118.

Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009.

Рожков М. И. Теория и практика развития ученического самоуправления в профессиональной школе: дис. … д-ра пед. наук. Казань, 1989.

Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1986.

Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.

Румянцев А. Г., Володин Н. Н., Касаткин В. Н., Митраков Н. Н. Концепция медицинской, нейрокогнитивной и психолого-социальной реабилитации детей с онкологическими и гематологическими заболеваниями // Вестник восстановительной медицины. 2015. № 1. С. 65–71.

Хаин А. Е., Клипинина Н. В., Никольская Н. С., Орлов А. Б., Евдокимова М. А., Стефаненко Е. А., Кудрявицкий А. Р. Опыт создания и работы психологической службы в детской гематологии/онкологии // Консультативная психология и психотерапия. 2014. Т. 22, № 1. С. 106–126.

Шариков С. В. Педагогическая поддержка образовательных возможностей детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах // Альманах Института коррекционной педагогики. 2020. № 40. С. 22–42.

Bakula D. M. The relationship between parent distress and child quality of life in pediatric cancer: A meta-analysis // Journal of pediatric nursing. 2020. Vol. 50. P. 14–19. https://doi.org/10.1016/j.pedn.2019.09.024

Bronfenbrenner U. Toward an experimental ecology of human development // American Psychologist. 1977. Vol. 32, no. 7. P. 513–531. https://doi.org/10.1037/0003-066X.32.7.513

Chantziara S., Musoro J., Rowsell A. C., Sleurs Ch., Coens C., Pe M., Suciu S., Kicinski M., Missoten P., Vandecruys E., Uyttebroyeck A., Dresse M.-F., Pluchart K., Ferster A., Freycon C., van der Werff ten Bosch J., Rohrlich P., Benoit Yv., Darlington A. S., Piette C. Quality of life of long-term childhood acute lymphoblastic leukemia survivors: Сomparison with healthy controls // Psychooncology. 2022. Vol. 31, no. 12. P. 2159–2168. https://doi.org/10.1002/pon.6060

Desjardins L., Barrera M., Schulte F., Chung J., Cataudella D., Janzen L., Bartels U., Downie A. Predicting social withdrawal, anxiety and depression symptoms in pediatric brain tumor survivors // Journal of Psychosocial Oncology. 2019. Vol. 37, no. 1. P. 22–36. https://doi.org/10.1080/07347332.2018.1535531

Fischmeister G., Riedl D., Sanio G., Bogendorfer Th., Holzner B., Rumpold G., Nickels A., Licht Th., Sperl W. Rehabilitation for children and adolescents after cancer: importance and implementation in Austria // Memo. 2021. Vol. 14. P. 278–283. https://doi.org/10.1007/s12254-021-00729-x

Jones А., Anderst А., Harman J. The invisible barrier: Providing end of life support to pediatric oncology families during COVID-19 // Journal of Psychosocial Oncology. 2021. Vol. 39, no. 3. P. 313–315. https://doi.org/10.1080/07347332.2021.1902453

Lozano-Mosos J. S., Colina-Matiz S., Leal J. H., Muñoz-Vargas P. T., Lemus Ortegón D. P. Experience in the integration of a tale within the pediatric oncology environment // Journal of Psychosocial Oncology. 2023. Vol. 41, no. 5. P. 642–644. https://doi.org/10.1080/07347332.2022.2163213

McCubbin H. I., Joy C. B., Cauble A. E., Comeau J. K., Patterson J. M., Needle R. H. Family stress and coping: A decade review // Journal of Marriage and the Family. 1980. Vol. 42, no. 4. P. 855–871. https://doi.org/10.2307/351829

Peikert M. L., Inhestern L., Bergelt C. Psychosocial interventions for rehabilitation and reintegration into daily life of pediatric cancer survivors and their families: A systematic review // PLoS One. 2018. Vol. 13, no. 4. Art. no. e0196151. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0196151

Pfeiffer S. M., Hutchinson A. D. The efficacy of cognitive interventions for improving cognitive performance and academic achievement in children after cancer treatment: A systematic review // Journal of Psychosocial Oncology. 2018. Vol. 36, no. 2. P. 238–258. https://doi.org/10.1080/07347332.2017.1399954

Prevatt F. F., Heffer R. W., Lowe P. A. Review of school reintegration programs for children with cancer // Journal of School Psychology. 2000. Vol. 38, no. 5. P. 447–467. https://doi.org/10.1016/S0022-4405(00)00046-7

Purrezaian M., Purrezaian Н. Group psychodrama for children with leukemia: A brief report // Journal of Psychosocial Oncology. 2022. Vol. 40, no. 1. P. 131–135. https://doi.org/10.1080/07347332.2021.1900484

Salem H., Johansen C., Schmiegelow K., Winther J. F., Wehner P. S., Hasle H., Rosthøj S., Kazak A. E., Bidstrup P. E. FAMily-Oriented Support (FAMOS): development and feasibility of a psychosocial intervention for families of childhood cancer survivors // Acta Oncology. 2017. Vol. 56, no. 2. P. 367–374. https://doi.org/10.1080/0284186X.2016.1269194

Schulte F. Social attainment in survivors of pediatric central nervous system tumors: a systematic review and meta-analysis from the Children’s Oncology Group // Journal of Cancer Survivorship. 2019. Vol. 13. P. 921–931. https://doi.org/10.1007/s11764-019-00808-3

Schulte F., Wurz А., Russell K. B., Reynolds K., Strother D., Dewey D. Social adjustment and repressive adaptive style in survivors of pediatric cancer // Journal of Psychosocial Oncology. 2018. Vol. 36, no. 3. P. 274–286. https://doi.org/10.1080/07347332.2018.1431754

Thorsteinsson T., Helms A. S., Adamsen L., Andersen L. B., Andersen K. V., Christensen K. B., Hasle H., Heilmann C., Hejgaard N., Johansen Ch., Madsen M., Madsen S. A., Simovska V., Strange B., Thing L. F., Wehner P. S., Schmiegelow K., Larsen H. B. Study protocol: Rehabilitation including Social and Physical activity and Education in Children and Teenagers with Cancer (RESPECT) // BMC Cancer. 2013. Vol. 13. P. 1–7.

Информация об авторах

Куртанова Юлия Евгеньевна, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой специаьной психологии и реабилитации, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8283-4874, e-mail: ulia.kurtanova@yandex.ru

Щербакова Анна Михайловна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8932-4102, e-mail: shcherbakova.a.m@yandex.ru

Бурдукова Юлия Андреевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4827-2040, e-mail: julia_burd@inbox.ru

Зорина Екатерина Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра специальной психологии и реабилитологии, факультет клинической и специальной психологии, педагог-психолог, руководитель службы психолого-педагогического сопровождения флагманской площадки, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), старший научный сотрудник, лаборатория междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики, Институт развития, здоровья и адаптации ребенка (ФГБНУ «ИРЗАР»); руководитель научно-исследовательских программ службы психолого-педагогического сопровождения, специализированное структурное подразделение «Госпитальная школа «УчимЗнаем», Школа №109 (ГБОУ Школа № 109), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0745-4027, e-mail: zorina.es@uchimznaem.ru

Белозерская Ольга Валентиновна, старший преподаватель кафедры специальной психологии и реабилитологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1052-1489, e-mail: belozerskaya@mail.ru

Лыкова Наталья Сергеевна, старший преподаватель кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета клинической, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4159-5560, e-mail: likovans@gmail.com

Щукина Варвара Дмитриевна, аспирант, кафедра специальной психологии и реабилитологии, факультет клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9191-6361, e-mail: varia.shuckina@yandex.ru

Бриллиантова Анастасия Алексеевна, магистр психологии, Психолог , Проект госпитальных школ "УчимЗнаем", площадка НМИЦ ДГОИ имени Димы Рогачева , аспирант и преподаватель, кафедра специальной психологии и реабилитологии», факультет "Клинической и специальной психологии", Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1791-846X, e-mail: rovnova.anastasiya@yandex.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 52
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 31

 Скачиваний PDF

За все время: 15
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 11

 Всего

За все время: 67
В прошлом месяце: 25
В текущем месяце: 42