Влияние психического состояния на зрительное восприятие предметных образов
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психическое состояние, восприятие, предметный образ, психический процесс
Рубрика издания: Экспериментальные исследования функциональных состояний. Эксперимент в психологии труда и инженерной психологии
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Гасанова Р.О. Влияние психического состояния на зрительное восприятие предметных образов // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы.
Фрагмент статьи
Восприятие, как процесс отражения предмета в совокупности его свойств – это сложное явление, на которое оказывает влияние множество факторов – прошлый опыт, знания, потребности, склонности, интересы, мотивы и др. Одним из таких факторов является психическое состояние. Под его влиянием создается характерная для каждого человека апперцепция, обусловливающая значительные различия при восприятии одних и тех же предметов разными людьми или одним и тем же человеком в разное время.
Изучение влияния психического состояния на разные формы жизнедеятельности, в том числе и на восприятие предметных образов, является важным для по нимания функционирования психики как целостной системы, для выявления механизмов психической деятельности.
Объектом исследования является предметный образ восприятия, предметом – динамика предметных образов восприятия в зависимости от психического состояния.
Цель – изучение влияния психических состояний на восприятие предметных образов.
Гипотеза: предполагается, что предметный образ изменяется в зависимости от психического состояния.
Сформулированные цель и гипотеза определили следующие задачи:
- Выявить динамику предметного образа в ходе серий эксперимента в зависимости от психического состояния.
- Провести сравнительный анализ изменений в восприятии предметного образа в зависимости от переживаемого состояния.
- Рассмотреть влияние фонового (отсроченного) психического состояния на восприятие предметных образов.
- Описать результаты теоретического и эмпирического исследований, обобщить экспериментальные данные и выявить влияние психических состояний на вос приятие предметных образов.
В качестве теоретической основы работы выступили принципы и положения концепции психических состояний А. О. Прохорова.
Полный текст
Восприятие, как процесс отражения предмета в совокупности его свойств – это сложное явление, на которое оказывает влияние множество факторов – прошлый опыт, знания, потребности, склонности, интересы, мотивы и др. Одним из таких факторов является психическое состояние. Под его влиянием создается характерная для каждого человека апперцепция, обусловливающая значительные различия при восприятии одних и тех же предметов разными людьми или одним и тем же человеком в разное время.
Изучение влияния психического состояния на разные формы жизнедеятельности, в том числе и на восприятие предметных образов, является важным для по нимания функционирования психики как целостной системы, для выявления механизмов психической деятельности.
Объектом исследования является предметный образ восприятия, предметом – динамика предметных образов восприятия в зависимости от психического состояния.
Цель – изучение влияния психических состояний на восприятие предметных образов.
Гипотеза: предполагается, что предметный образ изменяется в зависимости от психического состояния.
Сформулированные цель и гипотеза определили следующие задачи:
- Выявить динамику предметного образа в ходе серий эксперимента в зависимости от психического состояния.
- Провести сравнительный анализ изменений в восприятии предметного образа в зависимости от переживаемого состояния.
- Рассмотреть влияние фонового (отсроченного) психического состояния на восприятие предметных образов.
- Описать результаты теоретического и эмпирического исследований, обобщить экспериментальные данные и выявить влияние психических состояний на вос приятие предметных образов.
В качестве теоретической основы работы выступили принципы и положения концепции психических состояний А. О. Прохорова.
Исследование проводилось в группе испытуемых общей численностью 56 человек. Это студенты 1-го, а в последующем 2-го курса факультета психологии Казанского государственного университета. Диагностика проводилась в письменной форме и носила групповой характер.
Методика исследования выглядела следующим образом: в течение девяти месяцев было проведено семь срезов. Испытуемым предъявлялось два предмета: мягкая игрушка и картина Ю. С. Подляского под названием «Тишина».
В первую очередь респондентам необходимо было назвать состояние, в котором они пребывают в данный момент времени. После этого участникам исследования предлагалось заполнить опросник, в который включены вопросы, позволяющие оценить восприятие данных предметов по различным параметрам (особый интерес представляли такие характеристики, как количество называемых цветов и оценка размеров предметов).
Первые пять срезов проведены в течение полутора месяцев, шестой срез – спустя полгода, а последний, седьмой – через неделю после шестого среза.
Связь между психическими состояниями и изменениями в восприятии особенно наглядно проявляется в тех случаях, когда различия в восприятии можно исследовать в разных психических состояниях. Поэтому четвертый срез был проведен во время контрольной работы в условиях повышенного эмоционального напряжения.
Шестой срез позволяет рассмотреть временную динамику – как ведут себя показатели спустя полугодовой временной промежуток.
Седьмой срез дает возможность рассмотреть, как фоновый (отсроченный) образ психического состояния влияет на восприятие предметных образов.
Полученные результаты анализировались тремя способами:
- Изучалась динамика предметного образа в позитивных, негативных и нейтральных состояниях. При этом к позитивным состояниям отнесены радость, оптимизм, бодрость, умиротворенность, гармония, веселье, счастье и др. К негативным – раздраженность, взвинченность, усталость, нервное истощение, утомленность, разбитость, опустошенность, беспокойство, нервозность, тревога, напряженность, волнение и др. К нейтральным – спокойствие, безучастность, равнодушие и др.
- Изучалась динамика предметного образа в наиболее часто встречающихся состояниях – радость, умиротворенность, раздраженность, утомленность, тревога, спокойствие, заинтересованность и др.
- Изучались особенности восприятия предметных образов в состояниях низкого, среднего и высокого энергетического уровней. К состояниям низкого энергетического уровня отнесены безучастность, апатия, равнодушие, безразличие, отрешенность, усталость, нервное истощение, утомлен ность, разбитость, опустошенность.
К состояниям среднего энергетического уровня – спокойствие, умиротворенность, гармония, равновесие, внутреннее спокойствие, заинтересованность.
К состояниям высокого энергетического уровня отнесены радость, бодрость, раздражение, взвинченность, беспокойство, тревога, напряженность, волнение.
В результате экспериментального исследования обнаружено:
- В шестом, отсроченном во времени срезе наблюдается возвращение показателей к уровню первого среза – след предметного образа в памяти с течением времени стирается, и предмет спустя некоторое время начинает вновь восприниматься как малознакомый.
- В четвертом срезе, проведенном во время контроля знаний, оцениваемого испытуемыми как стрессовая ситуация, количественные показатели цветов во всех группах состояний снижаются. Т. е. в ситуации напряжения различается меньшее количество цветов.
- Минимальное количество цветов различается в нейтральных состояниях. В позитивных состояниях различается наибольшее количество цветов.
- В нейтральных состояниях предметы воспринимаются меньшими по размеру, чем в позитивных и негативных состояниях.
- Внутри каждого отдельно взятого из исследованных состояний, все линейные размеры изменяются синхронно (исключение составляют лишь состояния веселья и радости), а также все количественные показатели цветов изменяются синхронно (за исключением состояний радости и апатии).
- Наиболее чувствительным на изменение внешних условий (а именно на ситуацию стресса) является показатель горизонтали картины. Несколько менее чувствительными – показатели вертикали и диагонали картины. Обнаруженные статистически значимые различия также позволяют говорить о том, что способ сравнения линейных размеров является адекватным способом для оценки психических состояний.
- В седьмом срезе, где присутствовал образ психического состояния, количество связей между показателями цветов и размеров сокращается. Когда же состояние переживается в данный момент времени, связей не только больше, но и их уровень значимости выше.
- В срезах, где состояние переживалось в данный момент времени, мы имеем лишь связи линейных показателей. В седьмом срезе, когда состояние воспроизводится по памяти, число этих связей сокращается, но появляются связи между количественными показателями цветов, а также связи количественных значений цветов с линейными показателями.
- В состояниях высокого энергетического уровня предметы воспринимаются наиболее крупными, в состояниях низкого энергетического уровня – наименее крупными.
- Фоновый (отсроченный) образ психического состояния в определенной степени влияет на восприятие предметных образов – разброс линейных показателей увеличивается, что свидетельствует о несколько ином восприятии размеров. Количественные показатели цветов, напротив, уравновешиваются.
При рассмотрении динамики линейных показателей предметных образов в позитивных, нейтральных и негативных состояниях, обнаружено, что во втором срезе показатели во всех состояниях ведут себя сходным образом – повышаются.
В третьем срезе можно отметить различия: в негативных состояниях все значения снижаются, в нейтральных повышаются, а в позитивных остаются на прежнем уровне.
В четвертом срезе, проведенном во время контрольной работы, в нейтральных состояниях наблюдается снижение показателей, в негативных – плавное повышение, в позитивных же состояниях наблюдается резкое увеличение всех показателей.
В пятом срезе в позитивных и нейтральных состояниях показатели снижаются, в негативных – повышаются, и в шестом срезе, отсроченном во времени, во всех состояниях показатели возвращаются к уровню первого среза.
В негативных состояниях это достигается за счет снижения показателей, в нейтральных – благодаря их увеличению. В позитивных состояниях показатели держатся на прежнем уровне.
Динамика линейных показателей предметных образов отдельных состояний характеризуется тем, что в 4 срезе, проведенном во время контроля знаний, линейные показатели увеличиваются в состояниях умиротворенности и утомления, и снижаются в состояниях спокойствия и тревоги. В шестом, отсроченном во времени срезе, показатели увеличиваются в состояниях спокойствия и умиротворенности и снижаются в состояниях тревоги и утомления.
Таким образом, в ходе исследования установлено:
- Психические состояния оказывают влияние на линейные показатели (размеры) предметных образов. Наблюдается реакция на изменение знака состояния. Это проявляется в том, что при нахождении испытуемых в нейтральных состояниях, предметы воспринимаются меньшими по размеру, чем при нахождении в позитивных и негативных состояниях.
- Психические состояния оказывают влияние на количественные показатели цветов предметных образов. При нахождении испытуемых в нейтральных состояниях, ими различается минимальное количество цветов. В негативных состояниях количество называемых испытуемыми цветов возрастает, и достигает максимума при нахождении испытуемых в позитивных состояниях.
- В состояниях высокого энергетического уровня предметы воспринимаются наиболее крупными, в состояниях низкого энергетического уровня – наименее крупными. Это говорит о чувствительности зрительного восприятия к энергетической составляющей состояния.
- Динамика количественных показателей предметных образов в позитивных, негативных и нейтральных состояниях различна. Каждое из выделенных в работе состояний также имеет специфичную динамику количественных показателей предметных образов.
Выдвинутая гипотеза о том, что предметный образ изменяется в зависимости от психического состояния, подтвердилась. Цель работы достигнута.
Литература
- Барабанщиков В А. Динамика зрительного восприятия. М.: Наука, 1990.
- Ганзен В. А. Место и роль психических состояний в системе психических явлений // Психология состояний: Хрестоматия / Под ред. проф. А.О. Прохорова. М.: Пер Сэ; СПб.: Речь, 2004.
- Прохоров А. О. Определение понятия «психическое состояние» // Психология состояний: Хрестоматия / Под ред. проф. А. О. Прохорова. М.: Пер Сэ; СПб.: Речь, 2004.
- Прохоров А. О. Классификация психических состояний // Психология состояний: Хрестоматия / Под ред. проф. А. О. Прохорова. М.: Пер Сэ; СПб.: Речь, 2004.
- Прохоров А. О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. М.: Пер Сэ, 2004.
- Прохоров А. О. Неравновесные психические состояния и их характеристики в учебной и педагогической деятельности // Вопросы психологии. 1996. № 4. С. 32–44.
- Психология состояний: Хрестоматия / Составители Т.Н. Васильева, Г.Ш. Габдреева, А.О. Прохоров / Под ред. А. О. Прохорова. М.: Пер Сэ; Спб.: Речь, 2004.
- Чеснокова И. И. К проблеме психических состояний личности // Психология состояний: Хрестоматия / Под ред. проф. А. О. Прохорова. М.: Пер Сэ; СПб.: Речь, 2004.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3170
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 143
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0