Экспериментальный метод в проектировании пользовательских интерфейсов

51

Аннотация

В работе рассматриваются особенности применения экспериментального метода в практике проектирования пользовательских интерфейсов. Выделено три таких особенности: целевая направленность, полнота воспроизведений условий и организации будущей деятельности пользователя, статус испытуемых.

Общая информация

Ключевые слова: экспериментальный метод, проектирование артефактов, пользовательский интерфейс

Рубрика издания: Экспериментальные исследования функциональных состояний. Эксперимент в психологии труда и инженерной психологии

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Обознов А.А. Экспериментальный метод в проектировании пользовательских интерфейсов // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы.

Фрагмент статьи

Проектный подход приобрел в наши дни статус общекультурной парадигмы, отражающей стремление человека изменить существующее положение вещей в самых разных сферах жизни в соответствии с заранее разработанным проектом. В нем представлен предназначенный к осуществлению образ будущего – предметной среды, деятельности организации, технической системы и других артефактов. Распространение проектной парадигмы не могло не затронуть и психологию. Без привлечения психологических знаний невозможно достичь желаемой эффективности и надежности использования человеком вновь проектируемых артефактов.

Обращение к психологическим знаниям приобретает особую остроту при проектировании пользовательских интерфейсов – устройств ввода – вывода информации, с которыми непосредственно соприкасается человек. Основная функция пользовательского интерфейса – обеспечение оптимального информационного взаимодействия между человеком и компьютером. Существует немало примеров неудачного внедрения дорогостоящих компьютерных технологий из-за трудностей в освоении и применении пользовательских интерфейсов вследствие игнорирования либо некорректного учета возможностей человека по приему и преобразованию информации. Включение психологических знаний в проектирование пользовательского интерфейса отнюдь не сводится к приложению данных, собранных в руководствах и справочниках по инженерной психологии. Речь идет о сложном, рекуррентном процессе применения психологических знаний на всех этапах разработки и создания пользовательского интерфейса с помощью широкого спектра методов и методик, среди которых важная роль отводится эксперименту. Методологической основой такого применения служит деятельностный подход, идея которого, перефразируя выражение В. П. Зинченко и В. М. Мунипова (1979), может быть сформулирована так: деятельность пользователя есть начало и завершение создания интерфейса.

Полный текст

Проектный подход приобрел в наши дни статус общекультурной парадигмы, отражающей стремление человека изменить существующее положение вещей в самых разных сферах жизни в соответствии с заранее разработанным проектом. В нем представлен предназначенный к осуществлению образ будущего – предметной среды, деятельности организации, технической системы и других артефактов. Распространение проектной парадигмы не могло не затронуть и психологию. Без привлечения психологических знаний невозможно достичь желаемой эффективности и надежности использования человеком вновь проектируемых артефактов.

Обращение к психологическим знаниям приобретает особую остроту при проектировании пользовательских интерфейсов – устройств ввода – вывода информации, с которыми непосредственно соприкасается человек. Основная функция пользовательского интерфейса – обеспечение оптимального информационного взаимодействия между человеком и компьютером. Существует немало примеров неудачного внедрения дорогостоящих компьютерных технологий из-за трудностей в освоении и применении пользовательских интерфейсов вследствие игнорирования либо некорректного учета возможностей человека по приему и преобразованию информации. Включение психологических знаний в проектирование пользовательского интерфейса отнюдь не сводится к приложению данных, собранных в руководствах и справочниках по инженерной психологии. Речь идет о сложном, рекуррентном процессе применения психологических знаний на всех этапах разработки и создания пользовательского интерфейса с помощью широкого спектра методов и методик, среди которых важная роль отводится эксперименту. Методологической основой такого применения служит деятельностный подход, идея которого, перефразируя выражение В. П. Зинченко и В. М. Мунипова (1979), может быть сформулирована так: деятельность пользователя есть начало и завершение создания интерфейса.

Уже на начальной стадии проектирования интерфейса должна составляться ориентировочная профессиограмма будущей деятельности пользователя, определяющая ее конкретные задачи, средства и условия осуществления. В ходе соотнесения того, что, как и в каких условиях будет делать пользователь со знаниями о возможностях и ограничениях человека по приему и преобразованию информации предлагаются проектные решения по пространственно-временной организации информации на основных и вспомогательных экранах пользовательского интерфейса. Следует отметить, что приемлемый уровень соответствия организации информации задачам пользователя и его возможностям по приему и преобразованию информации может достигаться с помощью различных проектных решений. Например, для отображения надписей в диалоговом окне применяются следующие кодирующие признаки: размер, яркостной контраст, цвет, шрифт и др.; приемлемый уровень читаемости этих надписей обеспечивается за счет разных сочетаний данных признаков.

Прежде всего, специфика эксперимента, включенного в разработку и создание интерфейса, состоит в его нацеленности на проверку проектных предложений, а не исследовательских гипотез.

Другая особенность такого эксперимента связана с тем, что возможности и ограничения пользователя по приему и преобразованию информации проявляются существенно по-разному в зависимости от конкретных обстоятельств. Поэтому актуальным является вопрос, насколько полным и точным должно быть воспроизведение в экспериментальной ситуации условий и особенностей организации будущей (еще не существующей!) деятельности пользователя. Например, «Требуется ли полное воссоздание всех элементов будущего рабочего места или будущего графика работы пользователя?», «Должно ли воспроизводиться предполагаемое взаимодействие пользователей?»

Особо отметим вопрос о статусе испытуемых, подбираемых для участия в подобных экспериментах. Поскольку интерфейсы зачастую проектируются для специалистов определенного профиля – операторов, бухгалтеров, юристов и т. д., возникает вопрос о том, должны ли испытуемыми быть только специалисты-пользователи или допустимо привлечение «наивных» испытуемых.

Указанные особенности эксперимента отличают его от применения в качестве исследовательского метода.

Литература

  1. Баканов А.С., Обознов А.А. Проектирование пользовательского интерфейса: эргономический подход. М.: Изд-во ИП РАН, 2009.
  2. Зинченко В. П., Мунипов В. М. Основы эргономики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.
  3. Магазанник В. Д., Львов В. М. Человеко-компьютерное взаимодействие. Тверь: ООО Изд-во «Триада», 2005.

Информация об авторах

Обознов Александр Александрович, доктор психологических наук, заведующий лабораторией Учреждения Российской академии наук, Институт психологии РАН, Москва, Россия, e-mail: aao46@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3101
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 51
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0