Экспериментальное исследование динамики форм мотивационно-ценностной включенности малой группы в социальную систему

51

Аннотация

В предлагаемой работе рассматриваются результаты экспериментального исследования динамических особенностей мотивационно-ценностной включенности малых (учебных) групп в социальную систему, понимаемую в качестве системы малых групп.

Общая информация

Ключевые слова: мотивационно-ценностная включенность малой группы в социальную систему, социальная система (система малых групп), форма мотивационно-ценностной включенности малой группы

Рубрика издания: Эксперимент в социальной психологии

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Елизаров С.Г. Экспериментальное исследование динамики форм мотивационно-ценностной включенности малой группы в социальную систему // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы.

Фрагмент статьи

Динамичные процессы, происходящие в общественно-политической жизни современной России, привели к существенной трансформации мотивационно-ценностных оснований субкультуры современной молодежи, ее отношения к окружающей социальной действительности, к социальной среде и зачастую приводящей к нарушению образовательного пространства и осложняющей, в том числе, организацию учебно-воспитательного процесса как в традиционных, так и в новых для России поливариантных образовательных учреждениях, выступающих «трансляторами» (Андреева, 1994) социального опыта. В этой связи особое значение приобретают исследования взаимоотношений субъекта и социальной среды и, в частности, исследования способности субъекта включаться в жизнедеятельность окружающих его различных социальных сред – «социальных систем» (Сушков, 2002) на уровне «субъекта социальной активности» (Абульханова-Славская, 1980). Исследования такого рода до настоящего времени касались преимущественно вектора «личность–группа», в то время как исследования на уровне «малая группа – социальная среда» были либо представлены недостаточно, либо не представлены вовсе, хотя актуальность данного вопроса, неоднократно отмечалась в психологической литературе (Журавлёв, Юревич, 2009; Платонов, 1975; Рубинштейн, 2003).

Полный текст

Динамичные процессы, происходящие в общественно-политической жизни современной России, привели к существенной трансформации мотивационно-ценностных оснований субкультуры современной молодежи, ее отношения к окружающей социальной действительности, к социальной среде и зачастую приводящей к нарушению образовательного пространства и осложняющей, в том числе, организацию учебно-воспитательного процесса как в традиционных, так и в новых для России поливариантных образовательных учреждениях, выступающих «трансляторами» (Андреева, 1994) социального опыта. В этой связи особое значение приобретают исследования взаимоотношений субъекта и социальной среды и, в частности, исследования способности субъекта включаться в жизнедеятельность окружающих его различных социальных сред – «социальных систем» (Сушков, 2002) на уровне «субъекта социальной активности» (Абульханова-Славская, 1980). Исследования такого рода до настоящего времени касались преимущественно вектора «личность–группа», в то время как исследования на уровне «малая группа – социальная среда» были либо представлены недостаточно, либо не представлены вовсе, хотя актуальность данного вопроса, неоднократно отмечалась в психологической литературе (Журавлёв, Юревич, 2009; Платонов, 1975; Рубинштейн, 2003).

Определенным вкладом в разработку данной проблемы может стать проведенный нами естественный формирующий эксперимент, целью которого являлось изучение динамики форм мотивационно-ценностной включенности малой группы в социальную систему (систему групп) (Елизаров, 2009). На практическом уровне решалась задача оптимизации взаимодействия первичного студенческого коллектива (студенческого психологического клуба) с социальной системой, элементом которой он является (в качестве таковой рассматривался коллектив Курского государственного университета). Объектом исследования являлся студенческий психологический клуб Курского государственного университета «Бумеранг» в составе студентов психологического факультета Курского государственного университета, в течение десяти лет являющийся экспериментальной научно-методической площадкой кафедры психологии КГУ и используемый в том числе в качестве экспериментальной формы осуществления студенческой психологической службы в Курском госуниверситете (автор является научным руководителем и одним из создателей клуба).

В соответствии с логикой экспериментального исследования (Дружинин, 2000; Кэмпбелл, 1980) были определены основные переменные, способы их контроля и измерения, а также способы обработки данных, полученных в результате контроля и измерения переменных. Независимая экспериментальная переменная в ходе осуществления исследования принимала значение реального взаимодействия студенческого психологического клуба «Бумеранг» с системой групп (социальной системой), элементом которой он являлся, в форме осуществления клубом экспериментальной студенческой психологической службы в Курском государственном университете. В качестве зависимой экспериментальной переменной выступала мотивационно-ценностная включенность малой группы в социальную систему. Замысел нашего исследования заключался в том, чтобы, помещая экспериментальную учебную группу в ситуацию ее взаимодействия с социальной системой и приводя в действие гипотетическую причину (вводя экспериментальный импульс), устанавливать гипотетическое следствие. Таким гипотетическим следствием является изменение компонентов и, следовательно, изменение формы мотивационно-ценностной включенности (Елизаров, 2009) экспериментальной группы в процессе реализации ею психологической службы в социальной системе (системе групп), элементом которой она является. Это будет являться также и выражением динамики мотивационно-ценностной включенности группы. Гипотеза эксперимента будет считаться доказанной в том случае, если посредством методического комплекса будут зафиксированы значимые различия между основными компонентами мотивационно-ценностной включенности экспериментальной группы на начальном и итоговом этапах формирующего эксперимента, т.е. гипотетическая причина (реализация экспериментальной группой психологической службы в вузе) будет количественно и качественно изменять гипотетическое следствие (выраженность компонентов мотивационно-ценностной включенности группы и, следовательно, ее форму) в экспериментальной ситуации ее взаимодействия с социальной системой. В качестве экспериментального плана применялся план с использованием экспериментальной группы и тестирования. Тестирование проводилось дважды – в начале эксперимента и после его окончания.

Все показатели мотивационно-ценностной включенности измерялись при помощи методического комплекса, включавшего в себя оригинальные и адаптированные применительно к цели исследования методики (Елизаров, 2009).

Для исследования мотивационного компонента мотивационно-ценностной включенности мы использовали разработанный нами «Опросник для изучения мотивации включения малой группы в социальную систему», позволяющий выявлять низкий, средний и высокий уровни мотивации включения малой группы в социальную систему. Для исследования ценностного компонента использовалась авторская методика диагностики значимости для группового субъекта тех или иных социально-психологических качеств группы (как ценностей), основой которой являлась «Карта-схема психолого-педагогической характеристики учебной группы» (Чернышев, Лунев, Сарычев, 2005). Обработка полученных данных посредством парного сравнения результатов оценки социально-психологических свойств малой группы также позволяла выделить негативную, отстраненную и позитивную выраженность ценностного компонента мотивационно-ценностной включенности малой группы. Структурную основу исследования социальной установки малой группы на ее взаимодействие с социальной системой, как компонента мотивационно-ценностной включенности малой группы, составляла методика, представляющая собой набор из трех опросников, предназначенных для измерения всех компонентов установки. Для изучения интерактивного компонента нами применялся метод наблюдения с использованием специально разработанной его схемы, в качестве которой использовалась «Методика экспертной оценки взаимодействия учебной группы с социальной системой, элементом которой является группа», при разработке которой мы опирались на методику «Самооценка эмоционально-мотивационных ориентаций в межгрупповом взаимодействии» и «Методику для экспертной оценки взаимодействия» (Фетискин, Козлов, Мануйлов, 2002). Кроме того, для актуализации ситуации взаимодействия исследуемой группы с социальной системой мы считали необходимым использование моделирования ситуаций взаимодействия групп с социальными системами посредством разработанной нами авторской методики «Оценка психологического настроя учебной группы на взаимодействие с социальной системой», основанной на моделировании взаимодействия малой группы с социальной системой с помощью ранее разработанного аппаратурного прибора «Арка» (Чернышев, Лунев, Сарычев, 2005) путем введения ряда дополнительных процедур. В целом обозначенный методический комплекс позволил нам выделять негативную, отстраненную и позитивную выраженность каждого компонента мотивационно-ценностной включенности и соответственно определять ее тип, названный нами «форма мотивационно-ценностной включенности малой группы» (Елизаров, 2009).

Первоначальный замер позволил определить исходную форму мотивационноценностной включенности малой группы (студенческого психологического клуба) в социальную систему, с которой клубу предстояло взаимодействовать как элементу данной социальной системы, осуществляя экспериментальную студенческую психологическую службу. Установленной формой оказалась отстраненно-позитивная форма мотивационно-ценностной включенности малой группы. На данном этапе исследования студенческий психологический клуб «Бумеранг» можно было охарактеризовать как учебную группу, мотивационно направленную на взаимодействие с социальной системой – Курским государственным университетом, частью которого она только что стала. Несформированность групповых ценностных ориентаций, связанная с непродолжительным сроком существования группы, видимо, отразилась на отстраненности ценностей «Бумеранга» от системы ценностей, существующей в Курском госуниверситете. Временной фактор, по нашему мнению, лежит и в основе отстраненной выраженности психологического настроя на взаимодействие с коллективом КГУ, выявленного в процессе исследования. Информативным оказался анализ установочного компонента, интерпретировавшийся нами как индифферентное отношение клуба к нормам, целям и задачам социальной системы, элементом которой он недавно стал, сочетающееся с эмоциональной идентификацией группы с социальной системой и стремлением использовать будущее взаимодействие с ней в качестве средства достижения групповых целей (обрести высокий статус клуба в университете, представлять университет на различных уровнях и т. д.).

Проведенный итоговый замер позволил выявить определенные динамические изменения в выраженности компонентов мотивационно-ценностной включенности исследуемой группы в социальную систему. Установленной формой по результатам итогового замера оказалась позитивная форма мотивационно-ценностной включенности малой группы. Студенческий психологический клуб «Бумеранг» на итоговом этапе экспериментального исследования можно было охарактеризовать как группу, по-прежнему мотивационно направленную на взаимодействие с социальной системой, элементом которой он является. Сохранившаяся к завершению экспериментального исследования «отстраненная» выраженность соотношения групповых ценностных ориентаций с ценностями социальной системы, элементом которой являлся психологический клуб, по нашему мнению, связана с тем, что значительная разнородность ценностей, присущая вузу как социальной системе, в связи с его многотысячным количественным составом, а также наличием в структуре вуза большого числа различных его подразделений (факультеты, кафедры, студенческие группы и т.д.), имеющих собственные, хотя, возможно, и близкие друг другу структуры ценностей, обусловливает определенную «размытость» структуры ценностей социальной системы и, соответственно, ее «отстраненность» от структуры ценностей входящих в нее групп (в том числе и студенческой группы «Бумеранг»).

Также информативным оказался и анализ установочного компонента, что интерпретировалось нами как знание студенческим психологическим клубом норм «своей» социальной системы, разделение адекватно осознаваемых им целей социальной системы, положительное отношение к ее задачам, отсутствие выраженного эмоционального отношения к социальной системе, элементом которой являлся клуб, и готовность его к взаимодействию с ней. Анализ социальной установки на данном этапе оказался достаточно прогнозируемыми для нас в связи с успешностью деятельности клуба и эффективностью его взаимодействия с социальной системой, получившей высокую оценку и в рамках самой социальной системы, и за ее пределами. Несколько неожиданной оказалась отстраненная выраженность аффективного компонента социальной установки, не изменившаяся по сравнению с результатами начального замера. Мы связываем данное обстоятельство с уже упоминавшимися нами высокими оценками деятельности клуба, оказывающими значительное влияние, прежде всего, на эмоциональную сторону социальной установки как клуба в целом, так и его членов, что в сочетании с высокой эмоциональностью членов клуба (это в основном девушки) формирует положительную выраженность аффективного компонента установки в первую очередь в отношении своего клуба.

Несмотря на отстраненную выраженность ценностного компонента, выраженность реально осуществляемого взаимодействия «Бумеранга» с социальной системой, в отличие от первоначального замера, по результатам итогового замера оказалась позитивной.

Данное обстоятельство мы связываем с высокой эффективностью разработанных и внедренных в реальный образовательный процесс Курского государственного университета форм осуществления психологической службы, являющихся одновременно и реальными способами взаимодействия «Бумеранга» с социальной системой, элементом которой он является, как-то: психологические исследования, проводимые по поручению ректората и управления по воспитательной работе КГУ и на их основе разработка практических психологических рекомендаций, учитывающихся при планировании воспитательной работы на факультетах; мониторинг психологических условий жизнедеятельности студенческих групп и их членов; различные формы психологической профилактики (лекции для студентов, беседы и т.д.); творческие выступления членов клуба как в самом университете, так и в других учреждениях и организациях (прежде всего, молодежных) как полномочных представителей КГУ и т. д.

Анализ результатов, полученных в процессе проведения нами естественного формирующего эксперимента, позволяет сделать следующие заключения:

1) динамические изменения форм мотивационно-ценностной включенности малой группы проявляются в изменении выраженности ее компонентов; 2) взаимодействие малой группы с социальной системой в форме реализации малой группой психологической службы в социальной системе, элементом которой она является, опосредует динамику мотивационно-ценностной включенности малой группы в социальную систему.

Литература

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
  2. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Наука, 1994.
  3. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2000.
  4. Елизаров С. Г. Мотивационно-ценностная включенность малой группы в социальную систему: опыт исследования. Курск: Изд-во Курск. ун-та, 2009.
  5. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии. М.: Прогресс, 1980.
  6. Макропсихология современного российского общества / Под ред. А. Л. Журавлёва, А. В. Юревича. М.: Изд-во ИП РАН, 2009.
  7. Платонов К. К. О процессе самоукрепления коллектива // Коллектив и личность. М., 1975.
  8. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003.
  9. Сушков И. Р. Психология взаимоотношений групп в социальной системе: Дис. … докт. психол. наук. М., 2002.
  10. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
  11. Чернышев А. С., Лунев Ю. А., Сарычев С. В. Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности. М.: Изд-во ИП РАН, 2005.

Информация об авторах

Елизаров С.Г., доктор психологических наук, профессор кафедры психологии, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», Курск, Россия, e-mail: sergei_elizarov@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2371
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 51
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0