Экспериментальное изучение влияния социально-психологической зрелости группы на нравственное самоопределение старшеклассников (в условиях совместной деятельности)

88

Аннотация

В статье рассматривается применение естественного и лабораторного эксперимента с использованием приборов-моделей совместной деятельности для определения социальнопсихологических механизмов влияния уровня развития учебной группы на нравственное самоопределение старшеклассников.

Общая информация

Ключевые слова: учебная группа, эксперимент, нравственное самоопределение, социально-психологическая зрелость, совместная взаимодействующая форма организации совместной деятельности, модели совместной деятельности

Рубрика издания: Эксперимент в социальной психологии

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Еремина А.Н. Экспериментальное изучение влияния социально-психологической зрелости группы на нравственное самоопределение старшеклассников (в условиях совместной деятельности) // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы.

Фрагмент статьи

Проблема исследования

Уровень социально-психологической зрелости учебной группы (далее группы) во многом определяет ее возможности в формировании представлений и поступков молодых людей. Вместе с тем роль группы в этом процессе в последнее время недооценивается. В то же время современными психологами отмечается трансформация системы ценностей и норм в индивидуальном и групповом сознании в конце XX– начале XXI в. и необходимость восстановления критериев нравственности в детских сообществах. В связи с этим весьма важным представляется исследование возможностей группы как связующего звена между личностью и основной организацией в нравственном самоопределении молодого поколения. Изучение уровня развития группы с помощью метода опроса недостаточно. Необходима актуализация параметров социально-психологической зрелости в ситуации жизнедеятельности методом моделирования совместной деятельности в естественном формирующем эксперименте.

Полный текст

Проблема исследования

Уровень социально-психологической зрелости учебной группы (далее группы) во многом определяет ее возможности в формировании представлений и поступков молодых людей. Вместе с тем роль группы в этом процессе в последнее время недооценивается. В то же время современными психологами отмечается трансформация системы ценностей и норм в индивидуальном и групповом сознании в конце XX– начале XXI в. и необходимость восстановления критериев нравственности в детских сообществах. В связи с этим весьма важным представляется исследование возможностей группы как связующего звена между личностью и основной организацией в нравственном самоопределении молодого поколения. Изучение уровня развития группы с помощью метода опроса недостаточно. Необходима актуализация параметров социально-психологической зрелости в ситуации жизнедеятельности методом моделирования совместной деятельности в естественном формирующем эксперименте.

Теоретические основания решения проблемы

Согласно параметрической концепции Л. И. Уманского, А. С. Чернышева и др., социально-психологическая зрелость группы актуализируется и динамично функционирует только в ее жизни и деятельности. Уровень социально-психологической зрелости группы определяется по состоянию параметров, которые составляют три блока: 1) «общественный» блок с подструктурами социальной направленности, организованности и подготовленности, отражающими соответственно идеологическую, управленческую и профессионально-деловую сферы групповой жизнедеятельности; 2) «личностный» блок с подструктурами интеллектуальной, эмоциональной и волевой коммуникативности, отражающими три стороны сознания входящих в группу личностей и соответствующих сфер жизнедеятельности группы; 3) блок общих качеств (интегративность, микроклимат, референтность, лидерство, интрагрупповая активность, интергрупповая активность). Значительные возможности обогащения влияния группы на индивидов заложены не только в содержании, но и в формах организации совместной деятельности (ФОСД, по Л. И. Уманскому). Интенсивность коллективообразования нарастает при переходе от совместноиндивидуальной к совместно-последовательной форме организации совместной деятельности и достигает максимума при совместно-взаимодействующей форме (Уманский, 1980; Чернышев, 2007).

Социально-психологическая зрелость группы может быть отнесена к внешним детерминантам нравственного самоопределения индивида. В достаточный минимум элементов нравственного самоопределения входят представления о нравственности, морали, нравственные ориентации, нравственные стратегии и оценка явлений окружающего мира (Воробьева, 2010). Кроме того, исследователями подчеркивается основополагающее значение нравственного идеала в личностном становлении юношей (Божович, 1997; Воловикова, 2005).

Процедура и методы исследования

При исследовании влияния социально-психологической зрелости группы на нравственное самоопределение старшеклассников мы выдвинули гипотетическое положение о том, что ведущими социально-психологическими механизмами детерминации нравственного самоопределения старшеклассников является высокое развитие таких параметров учебной группы, как «направленность активности» и «организованность», оптимальное сочетание группового и индивидуального сознания, а также приоритет совместно-взаимодействующей формы организации совместной деятельности.

Исследование осуществлялось в оздоровительном детском лагере «Орленок» и областной школе молодежных лидеров «Комсорг» летом 2009 г., работающих на одной и той же базе. «Комсорг» ориентирован на работу со школьными активистами и лидерами. Жизнедеятельность в нем характеризуется широким «веером деятельности» (А. С. Чернышев) и применением технологий психологической поддержки личности и группы, разработанных сотрудниками психологической лаборатории Курского государственного университета А. С. Чернышевым, С. Г. Елизаровым, А. В. Корневым, Ю. Л. Лобковым, С. В. Сарычевым и др. (Чернышев, 2007). В лагерь «Орленок» дети приезжают по социальным путевкам. Педагогический отряд состоит из практических психологов и педагогов. При организации смены 2009 г. внедрялись некоторые традиции и формы работы «Комсорга».

Уровень социально-психологической зрелости группы измерялся с помощью опросника «Карта-схема психолого-педагогической группы школьников», разработанного Л.И. Уманским, А.С. Чернышевым, А.Н. Лутошкиным и др. (Чернышев, 2003), а состояние нравственного самоопределения с помощью опросника «Нравственное самоопределение личности», предложенного А. Е. Воробьевой, А. Б. Купрейченко (Журавлёв, Купрейченко, 2007). Для проверки надежности эмпирических данных о социально-психологической зрелости исследованных учебных групп и проявлении нравственных стратегий использовался естественный эксперимент.

В качестве независимых экспериментальных переменных выступали наиболее эффективная для личностного и группового развития совместно-взаимодействующая форма организации совместной деятельности и социально-психологическая зрелость группы. Состояние нравственного самоопределения являлось зависимой экспериментальной переменной. Совместно-взаимодействующая форма организации совместной деятельности легла в основу организации значительной части «веера деятельности».

В наиболее «чистом» виде данная форма организации совместной деятельности была представлена в маршрутной игре, в основу которой легла модель туристского многоборья (Экспериментальное исследование, 1971). С учетом возможностей базы учебного центра, нами были изменены некоторые этапы многоборья. В программу эстафеты входили следующие этапы: «Арка»; «Паутина»; «Беседка»; «Песня»; «Лыжи»; «Танкер»; «Сороконожка». В эстафете приняли участие 14 отрядов. Надежность полученных данных обеспечивалась сопоставлением данных полученных в естественном эксперименте с данными лабораторного эксперимента (результатами работы на «Арке») (Чернышев, Лунев, Сарычев, 2005).

Результаты исследования

В исследовании выявлены группы разного уровня социально-психологической зрелости: ассоциации, кооперации и коллективы (по терминологии Л. И. Уманского), которые отличаются по проявлению в них направленности и организованности и их влиянию на нравственное самоопределение индивидов.

В ходе эмпирического исследования установлена связь между критериями нравственного самоопределения и параметрами социально-психологической зрелости группы, причем наиболее сильная связь с групповыми параметрами «организованность» и «направленность активности».

В группах высокого уровня социально-психологической зрелости для индивидов характерны более осознанные и содержательные представления о нравственности. В этическом поведении они считают необходимым придерживаться стратегии обязательности соблюдения нравственных норм и проявления активности. Однако они не определились по поводу необходимости взаимности в нравственном поведении. У них преобладает миросозидательная и гуманистическая ориентация личности, им не свойственна эгоцентрическая ориентация.

В группах среднего уровня социально-психологической зрелости наблюдается фрагментарность нравственных представлений, противоречие между представлениями о нравственности и этическим поведением. Для большинства членов таких групп характерна группоцентрическая ориентация личности.

В группах низкого уровня социально-психологической зрелости представления индивидов о нравственности мало осознанны, отсутствует единство мнений по поводу нравственности. Хотя в целом они считают нравственные нормы обязательными для соблюдения, реальное этическое поведение часто противоречит моральным требованиям.

Заключение

а) Представления о нравственности, а также их проявление в поведении различаются в группах разного уровня социально-психологической зрелости;

б) различные групповые параметры оказывают дифференцированное влияние на нравственное самоопределение личности: приоритетное значение имеют «организованность» и «направленность активности», в меньшей мере «интеллектуальная коммуникативность» и «психологический климат»;

в) группы высокого уровня развития способны быть субъектами организации совместной деятельности при наиболее сложной, но эффективной ее форме – совместно-взаимодействующей.

Литература

  1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Институт практической психологии, 1997.
  2. Воробьева А. Е. Личностные и групповые факторы нравственного самоопределения молодежи: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М.: Изд-во ИП РАН, 2010.
  3. Воловикова М. И. Представления русских о нравственном идеале. М.: Изд-во ИП РАН, 2005.
  4. Еремина А. Н., Корнев А. В. Использование аппаратурной методики «Беседка» при отборе спортсменов в команду // Материалы IV Международной науч.-практ. конференции психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения». М., 2010. С. 336–339.
  5. Журавлёв А. Л., Купрейченко А. Б. Экономическое самоопределение: Теория и эмпирические исследования. М.: Изд-во ИП РАН, 2007. С. 480.
  6. Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980. С. 160.
  7. Чернышев А. С., Лунев Ю. А., Сарычев С. В. Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности. М.: Изд-во ИП РАН, 2005. С. 190.
  8. Чернышев А. С., Лобков Ю. Л., Сарычев С. В., Скурятин В. И. Социально-одаренные дети: путь к лидерству (экспериментальный подход). Воронеж: Кварта, 2007.
  9. Чернышев А. С., Гребеньков Н. Н., Корнев А. В., Сарычев С. В. Компьютерная экспресс-психодиагностика личности и коллектива школьников: Учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2003.
  10. Экспериментальное исследование групп школьников / Л. И. Акатов и др. // Ученые записки. Социально-психологические вопросы общественной активности школьников и студентов. 1971. Т. 88. С. 20–29.

Информация об авторах

Еремина А.Н., Курский государственный университет, e-mail: anastasija_8585@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3304
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 88
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1