Различия показателей социально-психологической адаптации у школьников и студентов
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, школьники, студенты, гендерные различия
Рубрика издания: Эксперимент в социальной психологии
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Караваева Е.М., Печерский В.Г., Иванов Д.Е. Различия показателей социально-психологической адаптации у школьников и студентов // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы.
Фрагмент статьи
Введение
В период обучения молодой человек должен не только приобрести определенный объем положенных программой знаний и умений, но и подготовиться к дальнейшей жизни в обществе. Вряд ли кто-нибудь станет спорить с тем, что для этого нередко оказываются более важны не только знания как таковые, а умения строить гармоничные отношения с другими людьми, находить свое место в социуме.
Социально-психологическую адаптацию обычно рассматривают как приспособление личности к условиям социальной сферы. Это интегрированный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные психосоциальные функции: адекватно воспринимать окружающую действительность, строить оптимальную систему отношений и общения с окружающими; быть способным к труду, обучению, изменять свое поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
Важнейшим средством достижения социально-психологической адаптации являются общее образование и воспитание, а также трудовая и профессиональная подготовка. Основные проявления же ее – взаимодействие человека с окружающими людьми и его активная деятельность.
Гипотеза исследования состояла в следующем: 1. Существуют различия показателей социально-психологической адаптации у школьников и студентов. 2. Имеются гендерные особенности социально-психологической адаптации.
Целью настоящей работы является изучение особенностей социально-психологической адаптации у школьников и студентов первокурсников.
Полный текст
Введение
В период обучения молодой человек должен не только приобрести определенный объем положенных программой знаний и умений, но и подготовиться к дальнейшей жизни в обществе. Вряд ли кто-нибудь станет спорить с тем, что для этого нередко оказываются более важны не только знания как таковые, а умения строить гармоничные отношения с другими людьми, находить свое место в социуме.
Социально-психологическую адаптацию обычно рассматривают как приспособление личности к условиям социальной сферы. Это интегрированный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные психосоциальные функции: адекватно воспринимать окружающую действительность, строить оптимальную систему отношений и общения с окружающими; быть способным к труду, обучению, изменять свое поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
Важнейшим средством достижения социально-психологической адаптации являются общее образование и воспитание, а также трудовая и профессиональная подготовка. Основные проявления же ее – взаимодействие человека с окружающими людьми и его активная деятельность.
Гипотеза исследования состояла в следующем: 1. Существуют различия показателей социально-психологической адаптации у школьников и студентов. 2. Имеются гендерные особенности социально-психологической адаптации.
Целью настоящей работы является изучение особенностей социально-психологической адаптации у школьников и студентов первокурсников.
Для проверки гипотезы были поставлены следующие задачи: 1. Провести сравнительное изучение показателей социально-психологической адаптации у школьников и студентов. 2. Выявить гендерные различия показателей социально-психологической адаптации у школьников и школьниц. 3. Изучить гендерные различия показателей социально-психологической адаптации у студентов и студенток.
Процедура и методы исследования
В работе использовали методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (Фетискин и др., 2002). Исследование показателей социально-психологической адаптации проведено у 52 студенток и 31 студента Саратовского государственного социально-экономического университета в возрасте 17–18 лет. Исследование проводилось также у 30 старшеклассниц и 14 старшеклассников (10 и 11 классы МОУ «СОШ № 5 им. В. Хомяковой» г. Энгельса, возраст – 16–17 лет). Рассчитывали следующие интегральные показатели: адаптация, самоприятие, приятие других, эмоциональный комфорт, интернальность, стремление к доминированию. Корреляционный анализ проводили у 31 студента и студентки; 30 школьниц и 14 школьников.
Статистическая обработка результатов осуществлялась с помощью программы Statistiсa 6.0. Достоверность различий результатов оценивали с помощью критерия Манна–Уитни. Корреляция между значениями была оценена с использованием критерия Спирмена.
Результаты исследования
Установлено, что имеются достоверные различия между шкалами «адаптация» у юношей и девушек. У студентов уровень социально-психологической адаптации был выше, чем у студенток (p<0,05). Аналогичная закономерность наблюдалась для интегральных показателей «эмоциональная комфортность» (p<0,05) и «стремление к доминированию» (p<0,001). Статистически достоверных различий между показателями «интернальность», «приятие других» и «самоприятие» у студентов и студенток не обнаружено (таблица 1).
Установлена достоверно значимая положительная связь между шкалами «адаптация» и «стремление к доминированию» у студентов (rs= 0,510; p<0,01) и студенток (rs= 0,420; p<0,05). Между показателями шкал «адаптация» и «эмоциональная комфортность» также показана положительная корреляция у юношей (rs= 0,706; p<0,001) и девушек (rs= 0,749; p<0,001). Обнаружены гендерные различия при изучении корреляций между показателями шкал «эмоциональная комфортность» и «стремление к доминированию». Так, у юношей имелась достоверная положительная корреляция (rs= 0,417; p<0,05), а у девушек достоверной корреляции не найдено. Показатели социально-психологической адаптации достоверно не различались у школьников и школьниц.
Установлены достоверные различия величин показателей «адаптация» и «стремление к доминированию» у студентов и старшеклассников (таблица 1). Между показателями шкал «самоприятие», «приятие других», «эмоциональная комфортность» и «интернальность» достоверных различий не выявлено.
У студенток и школьниц достоверно различались только показатели шкалы «самоприятие» (p<0,01).
Определена достоверно значимая положительная связь между шкалами «адаптация» и «стремление к доминированию» у школьниц (rs=0,44; p<0,05), а у школьников достоверной корреляции не найдено. Между показателями шкал «адаптация» и «эмоциональная комфортность» показана положительная корреляция у школьников (rs=0,644; p<0,05). У школьниц достоверной корреляции не обнаружено.
Таблица 1
Средние значения показателей социально-психологической адаптации у студентов и школьников (%)
Группы обследованных |
Адаптация |
Самоприятие |
Приятие других |
Эмоциональная комфортность |
Интернальность |
Стремление к доминированию |
студенты |
72 |
81 |
70 |
73 |
73 |
67 |
студентки |
66* |
84 |
71 |
66* |
68 |
52*** |
школьники |
67• |
82 |
77 |
65 |
79 |
57•• |
школьницы |
64 |
76×× |
67 |
63 |
66 |
53 |
Примечание: * – p<0,05; ** – p<0,01; *** – p<0,001; * – достоверность различий между студентами и студентками; • – достоверность различий между студентами и старшеклассниками; × – достоверность различий между студентками и школьницами.
В последние десять лет проблема адаптации студентов и школьников привлекает внимание многих исследователей (Богданов, 2009; Зайцев, Бугова, 2009; Зайцева, 2009; Кузьмина, 2006; Литвиненко, 2006; Пакулина, 2004; Петров и др., 2009; Томкив, 2008; Украинец, 2007; Цуканова, 2006). В статьях раскрываются особенности социально-психологической адаптации студентов различных курсов и школьников к условиям обучения, выявляются трудности адаптационного процесса, их причины и возможные пути преодоления. Поддержка обучающихся рассматривается как главный фактор развития и их дальнейшей успешности.
С.А. Пакулиной (2004) в ходе исследования процесса адаптации выявлено, что доля студентов с высоким уровнем коэффициента адаптированности и индексом адаптивности увеличивается от первого к третьему курсу и составляет 25–30 %, низкий уровень (дезадаптация) стабилен и составляет 5–8 %. Среднее значение коэффициента социально-психологической адаптированности студентов на первом курсе имеет средний уровень выраженности (42 балла), но ниже, чем на втором курсе (44 балла). Высокий уровень социально-психологической адаптированности составляет на первом курсе – 61% (высокие показатели «принятие себя», «принятие других», «эмоциональный комфорт»), на втором – 62% (снижение показателя «уход от проблем», увеличение показателя «ожидание внутреннего контроля»), на третьем – 89% (высокие показатели «доминантность», «ожидание внутреннего контроля»). Результаты по шкале «ожидание внутреннего контроля» у первокурсников ниже, чем у студентов второго курса, а по шкале «доминантность» они одинаково низкие как на первом, так и на втором курсах. Полученные данные указывает на высокую активность протекания процесса адаптации на втором, а не на первом курсе обучения. На третьем курсе высокий уровень коэффициента адаптированности (50 баллов) обеспечивается высокими показателями «ожидания внутреннего контроля» и «доминирование», что в целом доказывает V-образную кривую адаптационного процесса. Таким образом, средний и высокий уровень коэффициента адаптированности обеспечивается саморегуляцией, позитивными эмоциональными свойствами личности.
Адаптивно-защитный комплекс рассматривается С. А. Пакулиной как фактор развития адаптивных способностей, в котором использование высших психологических защит с коэффициентом напряженности в пределах нормы определяет конструктивную стратегию адаптации, использование низших психологических защит – приспособительную стратегию.
В.М. Кузьминой (2006) в процессе исследования выявлены особенности социально-психологической адаптации городской и сельской молодежи в период обучения. Установлена взаимосвязь между уровнем социально-психологической адаптации и уровнем тревожности, субдепрессии, креативности, типами саморегуляции.
А. П. Цукановой (2006) показано, что толерантность является необходимым условием реализации адаптивных механизмов личности студентов, которые проявляются на уровне личностных характеристик. Адаптивность как личностная характеристика актуализирует личностный и эмоциональный компоненты, проявляющиеся в поведении, и включает – принятие себя, принятие других, внутренний контроль, доминирование, эмоциональный комфорт, нервно-психическую устойчивость. Адаптивность и толерантность, не обнаруживая прямой зависимости, имеют сложную систему взаимной обусловленности через такие личностные характеристики, как смелость, принятие других и себя. Дезадаптивность приводит к усилению интолерантности, особенно в «стремлении подогнать партнера под себя». Дезадаптивность проявляется в непринятии себя и других, внешнем контроле, эскапизме. Эмоциональный компонент изучаемых явлений определяется динамикой эмоциональных переживаний, которые являются субъективными индикаторами эффективности процесса адаптации и характеризуются эмоциональным дискомфортом, враждебностью, раздражением, эмоциональной лабильностью, депрессивностью, невротичностью, нервно-психической неустойчивостью. Интолерантность обнаруживает взаимозависимость с агрессивностью, проявляясь через личностный и эмоциональный компоненты, играет системную роль и определяет возможные пути формирования толерантности в процессе взаимодействия.
Заключение
Результаты наших исследований свидетельствуют о том, что существуют особенности показателей социально-психологической адаптации студентов первого курса в зависимости от пола. У старшеклассников имеются гендерные различия в корреляциях между шкалами «адаптация», «стремление к доминированию» и «эмоциональная комфортность». Показатели социально-психологической адаптации различаются у студентов и школьников. По сравнению со школьниками у студентов более высокие показатели шкал «адаптация» и «стремление к доминированию».
Литература
- Богданов Е.Н. Специфика социально-психологической адаптации студентов в системе негосударственного образования // Прикладная юридическая психология. 2009. № 3. С. 29–36.
- Зайцев А.А., Бугова Г.В. К вопросу оптимизации адаптации студентов к процессу обучения // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Серия «Психолого-педагогические науки». 2009. № 4. С. 31–36.
- Зайцева Н. К. Особенности социально-педагогической адаптации студентов в условиях учебно-научно-педагогического комплекса // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. № 4. С. 55–58.
- Кузьмина В. М. Особенности социально-психологической адаптации студентов в вузе: Дис. … канд. психол. наук. Курск, 2006.
-
Литвиненко Н. В. Типичные проблемы социально-психологической адаптации старших школьников // Социальная педагогика: диалог теории и практики: материалы Международной науч.-практ. конференции / Под ред. Т. А. Морозовой-Дорофеевой, Н. П. Кириленко, Т. Н. Черняевой. Саратов: Научная книга, 2006. С. 88–91.
- Пакулина С. А. Адаптивные способности студентов педвуза: структура, факторы и средства развития: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2004.
- Петров В. Н., Ракачев В. Н., Ракачева Я. В., Ващенко А. В. Особенности адаптации иностранных студентов // Социологические исследования. 2009. № 2. С. 117–121.
- Томкив Е. Л. Взаимосвязь социальных значений и ценностей: к проблеме социальной адаптации личности студента // Современные гуманитарные исследования. 2008. № 4. С. 185–187.
- Украинец О. В. Социально-психологические аспекты адаптации детей школьного возраста к обучению в школе // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2007. Т. 8. № 8. С. 45–47.
- Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
- Цуканова А.П. Толерантность в структуре социально-психологической адаптации личности (на примере студентов): Дис. … канд. психол. наук. Хабаровск, 2006.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 11723
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 162
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0