Об актуальных проблемах детского и подросткового возраста (по материалам работы «Детского телефона доверия» МГППУ)
Общая информация
Рубрика издания: Актуальные вопросы функционирования телефонов доверия для детей и подростков
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Вихристюк О.В. Об актуальных проблемах детского и подросткового возраста (по материалам работы «Детского телефона доверия» МГППУ) // Телефон доверия как средство психологической помощи детям, родителям, педагогам.
Фрагмент статьи
В настоящее время большое количество детей и подростков нуждается в помощи специалистов психологических и иных служб. Это обусловлено психологическими проблемами, связанными с социальной ситуацией развития ребенка, положением семьи в современном обществе и другими трудностями. В целях развития направления оказания экстренной психологической помощи детям и подросткам средствами телефонного консультирования в Московском городском психолого-педагогическом университете (МГППУ) с 1 сентября 2008г. функционирует психологическая служба «Детский телефон доверия». Служба организована по инициативе и при поддержке Департамента образования города Москвы на базе Центра экстренной психологической помощи.
Полный текст
В настоящее время большое количество детей и подростков нуждается в помощи специалистов психологических и иных служб. Это обусловлено психологическими проблемами, связанными с социальной ситуацией развития ребенка, положением семьи в современном обществе и другими трудностями. В целях развития направления оказания экстренной психологической помощи детям и подросткам средствами телефонного консультирования в Московском городском психолого-педагогическом университете (МГППУ) с 1 сентября 2008г. функционирует психологическая служба «Детский телефон доверия». Служба организована по инициативе и при поддержке Департамента образования города Москвы на базе Центра экстренной психологической помощи.
Служба оказывает экстренную психологическую помощь средствами телефонного консультирования детям, подросткам, родителям в ежедневном круглосуточном режиме на условиях анонимности.
За время работы Службы принято более 22 тысяч вызовов. Причем, самому младшему абоненту Службы было 5 лет, самому старшему – 86. В Службе работают психологи, клинические психологи, психиатр, юрист.
В Службу обращаются как дети, так и взрослые - родители, родственники, друзья, соседи детей.
Наиболее обширная детская аудитория Службы – это подростки от 12-ти до 18-ти лет.
Основная тематика обращений, по поводу которых дети звонят в Службу, это:
-
отношения с родителями и сверстниками;
-
учебные проблемы;
-
остро кризисные обращения, обращения в случаях травматических ситуаций, насилия, различных видов аддикций;
-
и другие обращения.
Анализ звонков показывает, что самой значимой проблемой для подростков являются трудности во взаимоотношениях с родителями. Этой тематике посвящен каждый пятый звонок, поступающий в Службу от детей и подростков. В основном, проблемы во взаимоотношениях выражаются в различных видах конфликтов между родителями и детьми (несогласие детей с требованиями, предъявляемыми родителями по отношению к ним, предпочтение родителями одного ребенка по отношению к другому, отказ родителей удовлетворять те или иные детские просьбы и желания, зачастую навязываемые современному подростку СМИ, подростковой субкультурой). Как отмечают психологи Службы, зачастую конфликты касаются непонимания родителями детских проблем и как результат неэффективное, неконструктивное взаимодействие с детьми.
Психологи фиксируют, что довольно часто в Службу обращаются либо молодые родители, зачастую не знающие как воспитывать своего ребенка, либо представительницы старшего поколения – бабушки, которые выступают подчас в качестве родителей (заменяя ребенку работающих маму и папу). К сожалению, характер поступающих звонков говорит о том, что молодой родитель зачастую не склонен к рефлексии (самоанализу), не пытается найти причины своего неблагополучия, склонен обвинять в пробелах в воспитании школу, и в целом, поздно реагирует на ситуацию семейного конфликта, детского неблагополучия, детской неуспешности. А старшее поколение (бабушки) склонны к гиперопеке, подчас просто не понимают своих внуков, их система воспитания не подходит современному ребенку. В таких ситуациях ребенок не видит поддержки со стороны близких людей, он может рассчитывать с одной стороны только на себя, а с другой стороны, видя, как родитель перекладывает ответственность за неудачи на других, будет копировать эту модель поведения.
Другой, не менее значимой проблемой у подростков в возрасте 14-16-ти лет являются трудности, возникающие в отношениях со сверстниками. Трудности здесь касаются статусных ролей в группе сверстников, неумения подстраивать свое поведение под групповые нормы. Очень часто подростки жалуются на разные виды конфликтов с ровесниками, которые выражаются в непонимании подростка группой сверстников, изоляции, которой подвергается подросток как в школе, так и в неформальной группе, и в целом неудовлетворении общением. Увеличиваются жалобы подростков на агрессивное поведение, в том числе и насилие со стороны других подростков - одноклассников либо старшеклассников, чаще всего упоминается физическое насилие и психологическое (эмоциональное) насилие, причем возраст детей, подвергшихся избиениям, «травле», унижениям более чем в половине случаев таких обращений составляет 7-10 лет.
Часто к психологам Службы обращаются дети и подростки по поводу различных проблем здоровья. В основном дети обращаются с жалобами на плохое настроение, подавленность, раздражительность, несдержанность, различные по содержанию страхи, нарушения сна, сложности общения со сверстниками. Много обращений и по поводу психосоматических заболеваний и со стороны детей и со стороны родителей: жалобы на головокружение, головные боли, боли в животе и другую симптоматику. Есть обращения по поводу ранней беременности, и первого сексуального опыта.
Настораживают обращения детей по поводу употребления психоактивных веществ, алкогольной и наркотической зависимостей. Возраст детей, употребляющих психоактивные вещества, стремительно снижается, но надо сказать, что дети, обратившиеся к психологам Службы, - это дети, осознающие свою проблему, беспокоящееся о том, что происходит либо с ними, либо с их друзьями.
Ежегодно психологи Службы принимают около полутора процентов остро кризисных обращений, содержащих угрозу немедленной реализации суицидальных намерений. А около 3% от всех звонков, поступающих в Службу, касаются сообщений граждан о несоблюдении, нарушении прав детей.
Кризисные звонки от детей – это, прежде всего, неразделенная любовь, одиночество, утрата/поиск смысла жизни, проблемы в семье, проблемы со сверстниками, нарушения прав детей.
Очень часто подтекстом обращений звучит проблема внутриличностного конфликта подростка, но не все дети готовы сразу рассказывать о нем взрослому. Эта проблема всплывает почти всегда, если психолог смог расположить к себе ребенка и показать, что он готов принимать и помогать ему.
При поступлении подобного рода запросов специалисты Службы считают необходимым непосредственно взаимодействовать с учреждениями и службами, оказывающими медицинскую, правовую, социальную, психологическую помощь детям и подросткам. В случаях, когда абонент в процессе консультации решается нарушить анонимность, специалисты службы передают информацию о поступившем запросе в организации и службы, оказывающие дальнейшую профильную помощь. Это позволяет оперативно помочь нуждающимся в помощи, а также «проследить» дальнейшую судьбу абонента.
Психологи Службы попытались составить портрет среднестатистического ребенка, обратившегося на Детский телефон доверия.
Это девочка-подросток 11-15-ти лет, учащаяся 5-8–го класса, из неполной или неблагополучной семьи, с проблемами во взаимоотношениях с родителями либо сверстниками, и в целом с проблемами социальной адаптации и испытывающая вначале разговора с психологом тревогу, опасения, что ее не поймут. В процессе консультирования при условии установлении доверительных отношений с психологом такой ребенок «оттаивает», подробно рассказывает о своих проблемах и готов следовать рекомендациям психолога.
Мальчики и юноши обращаются в Службу гораздо реже, в основном в кризисных и очень тревожных для них ситуациях, либо устраивают разнообразные розыгрыши и демонстративно подчеркивают свое нежелание говорить о личных проблемах.
К сожалению, не все дети, обращающиеся в службу Детского телефона доверия готовы сразу говорить о своих проблемах. Есть абоненты, которые звонят под давлением родителей либо других взрослых, лишь около 60% детей и подростков готовы полностью взаимодействовать с психологом и считают, что работа с психологом действительно может помочь им в разрешении их проблем. Настораживает тот факт, что эти абоненты указывают в качестве причины обращения в Службу то, что они не видят иного способа решить свои проблемы.
Подводя итоги можно сказать, что современного ребенка беспокоят типичные для его возраста проблемы, практически мало изменяющиеся в разные времена (конфликты, проявления насилия со стороны родителей, сверстников, внутриличностные конфликты, учебные трудности). Но есть и проблемы, связанные с особенностями современного общества: новые формы аддикций (компьютерной, Интернет), проблема раннего употребления наркотических средств, алкоголя, табака, проблемы ранних сексуальных контактов, нарушения, связанные с поведением (неуправляемость, неконтролируемость, непослушание), также увеличивается частота обращений с жалобами соматического характера.
Однако следует отметить, что современный ребенок в целом готов делиться своими проблемами с психологами, принимать помощь и поддержку в разрешении своих жизненных трудностей.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3131
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 87
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1