Виктимность подростков. Причины, особенности проявления. Особенности психологического консультирования по телефону жертв насилия

893

Общая информация

Рубрика издания: Особенности психологического консультирования детей средствами телефона доверия

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Глинко О.Д. Виктимность подростков. Причины, особенности проявления. Особенности психологического консультирования по телефону жертв насилия // Телефон доверия как средство психологической помощи детям, родителям, педагогам.

Фрагмент статьи

Дети и подростки нередко становятся жертвами преступлений, жестокого обращения и насилия. Проблема насилия и виктимности подростков прочно заняла свое место среди других актуальных проблем психологической науки, без сомнения она далека от разрешения.

Между личностью любого человека и его поведением существует неразрывная связь. Личность и ее психические свойства «одновременно и предпосылка, и результат ее деятельности. Внутреннее психическое содержание поведения, складывающееся в условиях определенной ситуации, особенно значимой для личности, переходит в относительно устойчивые свойства личности, а свойства личности, в свою очередь, сказываются в ее поведении» [1, с.12].

Полный текст

Дети и подростки нередко становятся жертвами преступлений, жестокого обращения и насилия. Проблема насилия и виктимности подростков прочно заняла свое место среди других актуальных проблем психологической науки, без сомнения она далека от разрешения.

Между личностью любого человека и его поведением существует неразрывная связь. Личность и ее психические свойства «одновременно и предпосылка, и результат ее деятельности. Внутреннее психическое содержание поведения, складывающееся в условиях определенной ситуации, особенно значимой для личности, переходит в относительно устойчивые свойства личности, а свойства личности, в свою очередь, сказываются в ее поведении» [1, с.12].

Согласно современным данным, под виктимностью подростков понимается своего рода способность стать жертвой негативных явлений. Подросток ею еще не стал, но в его личности имеются определенные качества, делающие его при определенных обстоятельствах жертвой, причем скорее и легче, чем другого, у кого этих качеств личности нет.

Виктимность характеризует предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств [9, с.10; 10, с.24].

Социальные качества формируются на протяжении длительного времени в процессе взаимодействия человека с внешней средой. Хотя формирование личности происходит практически всю жизнь, но с точки зрения виктимологической профилактики период взросления человека является наиболее важным. Ведь виктимогенные деформации личности не берутся «из ничего». Повышенные виктимные потенции приобретаются индивидом, видимо, ещѐ в детстве, и тем самым создаѐтся реальная возможность опасного для него развития событий, хотя сами эти события могут наступить и в отдаленном будущем [6, с. 57-59]. В результате некоторых исследований доказано, что  подросток с такими качествами личности как: неадекватной самооценкой, высоким уровнем тревожности и агрессивности, с эмоционально-волевой неустойчивостью, -  «готов» стать жертвой насилия [4, с. 23; 14, с.12].

На каждом возрастном этапе существуют опасности, столкновение с которыми может привести к тому, что человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации [11, с. 112-116]:

  • В младшем школьном возрасте (6-10 лет): аморальность или пьянство родителей, отчим или мачеха, нищета семьи; негативное отношение учителя или сверстников; отрицательное влияние сверстников или старших ребят (привлечение к курению, к выпивке, воровству); растление; угнетение; физические травмы; изнасилование.
  • В подростковом возрасте (11-14 лет): пьянство, алкоголизм, аморальность родителей; курение, токсикомания; изнасилование, растление; одиночество; физические травмы; травля сверстников; вовлечение в антисоциальные и преступные группы; частые переезды семьи.
  • В ранней юности (15-17 лет): антисоциальная семья, нищета семьи; пьянство, наркомания, проституция; вовлечение в преступные группы; изнасилование; физические травмы; потеря перспективы, непонимание окружающими, одиночество; травля сверстников, романтические неудачи; суицидальные устремления.

Анализ поведения личности требует обязательного учета ее адаптационного потенциала, то есть анализа специфики ее адаптации [8, с. 102]. Адаптация ( лат.– приспособляемость, приноровление) в широком смысле слова означает приспособление организма к условиям существования [1, с.108]. 

Психическую адаптацию как процесс оптимального соотношения личности и окружающей среды (психический гомеостаз) необходимо рассматривать как важный фактор личностного развития [7, с.21] . 

При исследовании психической адаптации личности учитываются ее составляющие психологические факторы. К ним относятся такие базовые эмоционально-волевые компоненты личности, как тревога, фрустрация, а также установки и потребностно-мотивационные характеристики личности, которые гармонизируют личность и лежат в основе интегрирующего или дезинтегрирующего ее поведения [12, с.17].

При анализе личности жертвы важным является анализ внутренних и внешних механизмов индивидуального поведения. Это требует комплексного подхода к исследованию личности жертвы с обязательным учетом таких параметров, как:

  • психическая адаптация, включающая в себя особенности фрустрационной напряженности, тревожности личности, уровень ее эмоциональной устойчивости;
  • особенности реагирования личности на стрессовые ситуации с обязательным анализом ее защитных механизмов и механизмов совладания;
  • особенности мотивации;
  • особенности интеграции поведения с обязательным анализом системы потребностей, установок, системы отношений и самооценочного компонента личности [2, с. 61-63].

Уровень психологической адаптации (ПА) можно отнести к энергетическому механизму поведения жертвы. Низкий уровень ПА проявляется у потерпевших эмоциональной неустойчивостью, высокой степенью нервно-психической напряженности и тревожности. Как системообразующий фактор виктимного поведения психическая дезадаптация часто встречается у жертв, в структуре личности которых наблюдаются социальная робость, высокая степень конформности, низкая способность к интеграции поведения. В ситуации конфликта у них наблюдаются выраженные дезадаптивные реакции, что проявляется в повышенной фиксации на источнике конфликта, в тенденции  «ухода в себя» с целью смягчения эмоционального дискомфорта [8, с. 127-129]. 

Жизненный опыт в значительной степени определяется особенностями семейного воспитания. Специальный анализ стилей семейного воспитания потерпевших показал, что у 40%  из них наблюдалось отсутствие эмоциональных, доверительных контактов в семье, особенно с матерью. У 20% потерпевших наблюдалось воспитание в семье по типу повышенной моральной ответственности. Такие девушки отличались излишней добросовестностью, ответственностью, у них наблюдались стойкие моральные принципы. Они охотно откликались на провоцирующие просьбы насильников (например, сесть в автомобиль и показать, как проехать, зайти в квартиру и попросить вызвать девушку и пр.) [3, с. 97; 5, с.25].

Особенности поведения жертвы определяются ее ценностными ориентациями. Анализ показал, что только у 43,5% потерпевших ценностные ориентации носили адекватный  и устойчивый характер. У остальных – особенно у потерпевших с неадекватной самооценкой – ценностные ориентации отличались выраженной неустойчивостью, а в отдельных случаях носили социально неадекватный характер. У этих  потерпевших еще до изнасилования наблюдались эпизодические сексуальные контакты, отмечался высокий уровень сексуальной просвещенности. Многие из них посещали видеосалоны, были знакомы с порнографической литературой. Некоторые из них оказались жертвами преступления, находясь в состоянии тяжелого алкогольного или наркотического опьянения. Их поведение отличалось повышенной виктимностью, причем большинство из них были ранее знакомы с насильниками, были членами их компаний и нередко сами инициировали сексуальные притязания обвиняемых [7, с.32].

Анализ особенностей самооценки показал, что у 31,5% потерпевших наблюдалась неадекватная самооценка. У потерпевших с неадекватно завышенной самооценкой преобладали позитивные характеристики образа «Я», а с заниженной – негативные характеристики. Нарушение баланса позитивных и негативных характеристик значительно препятствовало пониманию случившегося, снижало критичность поведения жертвы. Анализ показал, что поведение потерпевших с заниженной самооценкой отличалось ограничением активности, неуверенностью, наблюдалась высокая степень нервно-психической напряженности. Потерпевшие с завышенной самооценкой проявляли выраженную некритичность  поведения, у них наблюдалась тенденция брать на себя решение задач, превышающих их возможности. Они сами нередко являлись организаторами деликта. Устраивали совместные выпивки с насильниками, оставались ночевать с ними в одной комнате, останавливали машины с просьбой подвезти их и др. Их поведение отличалось выраженной виктимностью. У некоторых потерпевших наблюдалась выраженная самооценочная тревожность, то есть они воспринимали нейтральные ситуации как такие, которые содержат угрозу самооценке. Анализ показал, что жертвы с высокой самооценочной тревожностью, как правило, были знакомы с насильниками раньше или были влюблены в них. Большинство потерпевших с высокой самооценочной тревожностью подвергались групповому изнасилованию, причем в эти группы входили их избранники, которые нередко выступали организаторами групповых изнасилований [7, с. 27].

Произойдет ли столкновение конкретного человека с какими-либо опасностями зависит и от объективных обстоятельств, и от его индивидуальных особенностей. Но есть обстоятельства, в которых жертвой станет любой человек, независимо от его индивидуальных особенностей (например, сиротство), но и в этом случае восприятие или невосприятие себя жертвой может быть связано с индивидуальными особенностями человека.

Виктимизация человека зависит от темперамента, от генетической предрасположенности к саморазрушающему или отклоняющемуся поведению. Становление жертвой тех или иных неблагоприятных условий социализации зависит от многих личностных характеристик, которые в одних и тех же условиях могут способствовать или препятствовать виктимизации человека. К таковым характеристикам, в частности, можно отнести степень  устойчивости и меру гибкости человека, развитость у него рефлексии и саморегуляции, его ценностные ориентации и т.д. Особо следует назвать такую характеристику, как экстернальность – интернальность, т.е. склонность человека приписывать причины происходящего с ним внешним обстоятельствам или принимать ответственность за события своей жизни на себя самого.

Таким образом, можно выделить основные составляющие виктимности подростков, позволяющие предположить, что наличие  этих признаков делает подростков виктимными:

  1. Возрастные особенности психического и психосексуального развития подросткового возраста в виде становления платонического, эротического или сексуального либидо в сочетании с излишней доверчивостью, недостаточной критичностью.
  2. Такие индивидуально-психологические особенности личности, как неадекватная самооценка, высокие показатели по уровню тревожности, эмоциональная неустойчивость, высокая степень нервно-психической напряженности.
  3. Как системообразующий фактор виктимности психическая дезадаптация часто встречается у жертв, в структуре личности которых наблюдаются социальная робость, низкая способность к интеграции поведения и  высокая степень конформности. В ситуации конфликта  наблюдаются выраженные дезадаптивные реакции, что проявляется в повышенной фиксации на источнике конфликта, в тенденции «ухода в себя» с целью смягчения эмоционального дискомфорта.
  4. Низкий уровень сексуальной просвещенности.
  5. Нервно-психические расстройства (олигофрения, расстройства личности – психопатии, последствия органического поражения головного мозга и пр.).
  6. Безнадзорность, заброшенность и эмоциональное отвержение, недостаточный уход и недостаток эмоционального тепла, а также отставание в психофизическом развитии, легкая внушаемость, неспособность оценить степень опасности и сопротивляться насилию.
  7. Условия жестокого обращения в семье, враждебное восприятие мира, готовность быть жертвами насилия со стороны сильных и самим проявлять его в отношении слабых.

На основании изучения литературы, опыта очного и заочного консультирования (обращений к психологам в Центре и обращений  на  Телефон доверия) методическим объединением Центра разработаны рекомендации по консультированию подростков (и других жертв насилия) по телефону.

Работа с жертвой насилия:

  • Дайте ей (жертве) возможность рассказать свою историю: пусть она знает, что вы верите ей и хотите выслушать ее переживания. 
  • Помогите ей осознать свои чувства: поддержите ее право быть разгневанной; не отрицайте ни одно из ее чувств.
  • Будьте чувствительны к различиям между людьми, принадлежащими к разным национальностям, культурам и классам: хотя между всеми есть сходство, ни одна из них не является стереотипом, у каждой свой жизненный опыт.
  • Уважайте культурные ценности и верования, оказывающие влияние на ее поведение: не забывайте, что эти представления в прошлом могли быть для нее источником спокойствия и уверенности и их важность не должна принижаться.
  • Осознавайте различие между сельским и городским жителем: необходимо помнить о физической изоляции и культурных ценностях сельского жителя.
  • Знайте, что она нуждается в спасении, помогите ей оценить ее собственные ресурсы и систему поддержки.
  • Помните, что она находится в состоянии кризиса, который снижает ее собственные защитные свойства, помогающие ей справиться с любой проблемой. Помогите ей вновь обрести силу и эмоциональный настрой, и она примет свое собственное решение.

Работа с собственным Я:

  • Осознайте ваши собственные позиции, переживания и реакции в ответ на насилие: вспомните, какую роль насилие сыграло в вашей жизни.
  • Отдавайте себе отчет в своих эмоциях и ограничениях по времени: будьте хорошо осведомлены о наличии и работе отделений милиции и прочих служб с тем, чтобы не быть голословным; помните, вы помогаете ей определить проблему, но не решить ее.
  • Остерегайтесь удовлетворять свою собственную потребность быть экспертом (наверное, не раз люди говорили ей, что делать): ей нужен человек, который внимательно отнесется к ней, советов она получила уже достаточно.
  • Осознавайте свои культурные приверженности, верования и предубеждения, когда консультируете женщину другой культуры, расы и класса: не забывайте, что могут быть предубеждения и против вас и что с ними нужно поступить по справедливости.
  • Не ставьте диагноз! Сделайте акцент на решении конкретной проблемы и эмоциональной поддержке, но не на субъективной интерпретации поведения.
  • Не выражайте разочарования, если жертва решает вернуться к прежним взаимоотношениям: будьте откровенны и объясните свои опасения, но дайте ей знать, что она всегда сможет обратиться к вам, и вы позаботитесь о ней.

Помните! Возможно вы первый в ее жизни человек, который проявил уважение и оказал поддержку именно в тот момент, когда она больше всего в этом нуждалась. Взамен вы получите ее признательность и удовлетворение от мысли, что можете быть кому-то полезны!

Литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Мысль, 1997. 327 с.
  2. Васильев В.Л., Мамайчук И.И. Анализ личности несовершеннолетних жертв половых преступлений. М.: Вопросы психологии. №1. 1993. 127 с. 
  3. Глейзер Д. Злоупотребления в отношении детей. СПб.: Детская и подростковая психотерапия. / Под редакцией Д.Лэйна, Э.Миллера, 2001. 175 с.
  4. Дьяченко А.А. Актуальные вопросы виктимологической профилактики преступлений в области половых преступлений // Виктимологические проблемы борьбы с преступностью. Иркутск: 1988. 46 с.  
  5. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. СПб.: Питер, 2003. 207 с.
  6. Кудрявцев И.А., Сафуанов Ф.С., Тхостов А.Ш., Савина О.Ф. Структурно-иерархическая организация самооценки у аномальных (психопатических) личностей в кризисной ситуации. Мысль: Вопросы психологии, №3. 1991. 57-67 с. 
  7. Луковцева З. В. Сексуальное насилие. // Насилие и социальные изменения. №1. Под ред. Писклаковой М. А., Синельникова А. А. М.: 2000. 34 с.
  8. Мамайчук И.И. Экспертиза личности в судебно-следственной практике. Учебное пособие. СПб.: Питер. 2002. 76с.
  9. Мельникова Э.В. Дети и подростки – жертвы негативных явлений. М.: 2005. 156 с.
  10. Морозова Н.Б. Психические расстройства и их роль в виктимном поведении детей и подростков. М.: Просвещение. 2003. 227 с.
  11. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 1994. 308 с.
  12. Насилие и социальные изменения./ Под. ред. М.Писклаковой, А.Синельникова. М., 2000. 34с.
  13. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 2000. 302с.
  14. Середа Н. «Настолько широко, что даже и не видно» //Насилие и социальные изменения. №2. Под ред. Писклаковой М., Синельникова А. М., 2000. 34 с.
  15. Синельников А., Середа Н. Безопасность подростков и здоровые отношения. Модельная программа ранней профилактики насилия. М., 2002. 52 с.

Информация об авторах

Глинко Ольга Дмитриевна, педагог-психолог ГУРО СРЦ, г. Волгодонск, Ростовская обл., Россия, e-mail: glinochka@list.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 33350
В прошлом месяце: 134
В текущем месяце: 91

Скачиваний

Всего: 893
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 23