Проблема «детского воровства» в практике работы телефонного консультанта

188

Общая информация

Рубрика издания: Особенности психологического консультирования детей средствами телефона доверия

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Домкина Н.Е. Проблема «детского воровства» в практике работы телефонного консультанта // Телефон доверия как средство психологической помощи детям, родителям, педагогам.

Фрагмент статьи

На телефон  доверия часто обращаются родители по поводу детского воровства. Это кражи денег у членов семьи и кражи вещей у приятелей и одноклассников. Причем, возраст детей различен, начиная от младшего школьного и включая старший подростковый. Часто, когда родители обращаются на телефон доверия, это уже не первый случай воровства и родители просто уже не знают, что делать. Реакции родителей на воровство детей, как правило, очень эмоциональны. Как правило, следует грандиозный скандал с последующими обещаниями ребенка, что больше это не повторится. А именно от правильной реакции родителей на данную ситуацию зависит, будет ли этот эпизод единственным. Воровство – это сигнал о каком-то неблагополучии с ребенком. Важно понять причину этого неблагополучия и устранить ее. В этой статье сделана попытка рассмотреть причины детского воровства. 

Полный текст

На телефон  доверия часто обращаются родители по поводу детского воровства. Это кражи денег у членов семьи и кражи вещей у приятелей и одноклассников. Причем, возраст детей различен, начиная от младшего школьного и включая старший подростковый. Часто, когда родители обращаются на телефон доверия, это уже не первый случай воровства и родители просто уже не знают, что делать. Реакции родителей на воровство детей, как правило, очень эмоциональны. Как правило, следует грандиозный скандал с последующими обещаниями ребенка, что больше это не повторится. А именно от правильной реакции родителей на данную ситуацию зависит, будет ли этот эпизод единственным. Воровство – это сигнал о каком-то неблагополучии с ребенком. Важно понять причину этого неблагополучия и устранить ее. В этой статье сделана попытка рассмотреть причины детского воровства. 

Случаи детского воровства происходят не так уж редко. Практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое. Но в любом случае нужно разбираться с причиной. В каждой возрастной группе причины воровства могут быть разные.

  1. Вряд ли кому-то придет в голову считать 2 - 4-летнего малыша вором. У ребенка в 2 - 4 года еще не сформированы понятия «свое – чужое». Формирование этих понятий – задача родителей.
  2. Возраст 4-6 лет - возраст формирования нравственных привычек, но это еще не значит, что они уже закрепились. Как правило, дети уже в состоянии различать "мое" и "не мое", имеют понятие о личном пространстве, личной собственности. Но, с другой стороны, ребенку часто бывает трудно обуздать импульсивность своих желаний, и это может приводить к воровству.
  3. Произвольное поведение, подчиненное внутренним социальным нормам, обычно формируется к 6-7 годам. Но у некоторых детей с этим возникают трудности. Обычно эти дети более подвижны и возбудимы, им трудно не только сдерживать свои желания, но и просто спокойно сидеть на уроке и внимательно слушать учителя. Причиной импульсивности могут быть особенности темперамента (повышенная активность), и временные невротические реакции на какие-либо психические травмы (развод родителей, переезд, поступление в школу),  и серьезные психические отклонения (например, олигофрения).  
  4. У детей постарше (от 8 до 10-11 лет) воровство часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы: ребѐнку тяжело на свое "хочу!" самому себе твѐрдо сказать "нет!". Таким детям очень трудно справиться с соблазном, хотя они и испытывают стыд за свой поступок.  Ребенок знает, что воровать нехорошо, но не в силах противостоять своему "хочу" и совершает кражу. 
  5. Для подростка (12-15 лет) воровство - это уже осознанный шаг, а, может быть, уже и вредная привычка. 

Мотивы воровства могут быть самыми разными и важно понять причины.

Психологический портрет «воришки»

Исследования психолога Э.Х. Давыдовой, проведенные в семьях ворующих детей, показали, что часто кража - это реакция ребенка на травмирующие его обстоятельства жизни.

М. Кравцова подтверждает, что в семьях ворующих детей наблюдается эмоциональная холодность между родственниками. Ребенок из такой семьи либо чувствует, что его не любят, либо в раннем детстве пережил развод родителей, и, хотя отношения с отцом сохраняются, он видит отчужденность, даже враждебность между родителями.

Если составлять психологический портрет ворующего ребенка, то, прежде всего, обращает на себя внимание его доброжелательность по отношению к окружающим и его открытость. Как правило, это неуверенные в себе, уязвимые дети, которым необходима поддержка и эмоциональное принятие со стороны близких. 

Попытки ребенка восстановить утраченную связь с родителями достаточно часто становятся причиной воровства. Ребенок может с помощью кражи добиваться к себе внимания со стороны родителей. Пусть это внимание будет и негативное. Главное, что это внимание ребенок получит.

М.Кравцова отмечает, что эти дети производили впечатление несамостоятельных, инфантильных.

Часто воришек отличает недостаточное развитие воли. Некоторые дети понимают, что совершают нечто предосудительное, некоторые дети присваивают себе чужое, даже не задумываясь о последствиях. Они берут понравившиеся им ручки, угощаются без спроса чужими конфетами. Совершая «кражи», дети не ставят себя на место «жертвы», не представляют себе ее чувства, в отличие от ребенка, мстящего кражей своим «обидчикам».

Поговорим более подробно о причинах детского воровства. От понимания причины в каждом конкретном случае будут зависеть рекомендации родителям и советы по дальнейшей профилактике этих ситуаций.   

Причины детского воровства

М. Кравцова  условно выделяет три основные причины детского воровства:

  1. Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести.
  2. Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка.
  3. Недостаток развития нравственных представлений и воли.

Опишем более подробно и конкретно наиболее частые причины детского воровства.

1. Одну из причин мы уже описали – неблагополучие в семейной сфере, нехватка родительской любви, желание привлечь к себе внимание. Возможно, родители слишком сосредоточены на своих делах, возможно, есть неблагополучие в супружеских отношениях, возможно, родился младший братик  (сестренка) и ему (ей) предназначается теперь большая часть родительской любви. Ребенок чувствует себя одиноким и заброшенным, ему кажется, что родители уделяют ему меньше внимания, или что его не любят, или что к нему несправедливы. И тогда он может взять у мамы из сумки деньги или какую-то вещь, но всегда таким образом, что пропажа легко обнаруживается. Сами деньги ребенку не очень-то и нужны. Воровство, в данном случае, средство обратить на себя внимание родителей, крик о помощи. Бывает так, что не найдя поддержки и понимания в семье, ребенок начинает воровать вне семьи. Создается ощущение, что он делает это назло вечно занятым и недовольным родителям или мстит более благополучным сверстникам. 

Тех детей, которые с помощью воровства добиваются внимания родителей, шумные скандалы и строгие наказания лишь убеждают в правильности избранной ими стратегии.

Когда тебя наказывают, это все же лучше, чем когда тебя вообще не замечают. В таких случаях рекомендуется игнорировать факт воровства или отнестись к нему как к рядовому событию.  Родителям необходимо побольше общаться с ребенком, обязательно одобрять  его действия (если есть пусть даже небольшой повод). Необходимо выработать у ребенка чувство собственной значимости, признания, принятия  в семье и понимания, дать понять, что лучше делать одобряемые родителями и обществом поступки, чем негативные.

2. Воровство может быть способом самоутверждения, что тоже является свидетельством психологического неблагополучия ребенка. Он таким образом хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо (различными угощениями или красивыми вещами). Если  ребенку не хватает родительского внимания, ему не хватает признания, ощущения чувства значимости в своей семье, он может пытаться искать это в группах сверстников. Э.Х. Давыдова отмечает, что условием счастья такие дети называют хорошее отношение к ним родителей, хорошее отношение к ним в классе, наличие друзей и материального достатка. Например, ребенок, укравший дома деньги и накупивший на них конфет, раздает их другим детям, чтобы таким образом «купить» их любовь, дружбу, хорошее отношение. Ребенок повышает собственную значимость или пытается обратить на себя внимание окружающих единственно возможным, по его мнению, способом. Так могут поступать старшие дошкольники и младшие школьники. В подростковом возрасте могут иметь место "кражи престижа", кражи "на спор" из-за желания утвердится в группе.

Искать глобально решение данной проблемы следует в отношениях родителей с ребенком. Необходимо работать с причиной - а причина здесь в низкой самооценке, в несформированности навыков общения. Так же стоит обсудить тему "дружба", поговорить о том, как правильно знакомиться с ребятами, как их заинтересовать и пр. - всѐ это нужно объяснять своему ребѐнку, а если понадобиться, то проиграть с ним соответствующие ситуации. Стоит также объяснить, что таким способом завоевать авторитет у группы сверстников вряд ли удастся, для этого есть другие, более достойные способы. Можно, например, устроить детский праздник (вечеринку, совместную поездку на пикник), пригласить друзей ребенка. При этом важно подчеркивать перед друзьями значимость ребенка, оказывать ему уважение, показывать, как с ребенком считаются. 

Важно выявлять у  ребенка способности и таланты - это очень поднимает самооценку у самого ребенка и в глазах его сверстников.

3. Ребенок может украсть игрушку, которой перед ним долго хвастались, его обижали.  Он украл, чтобы отомстить обидчику.  "Заберу машину у Сашки за то, что он меня побил" - рассуждает ребѐнок. В этом случае важно помочь ребенку выработать правильную позицию и поведение в таких ситуациях. То есть ребѐнок хорошо понимает, на что он идѐт и зачем он это делает. Борьба с воровством подобного плана осуществляется так же, как в предыдущем случае: с помощью объяснения, убеждения, с помощью проигрывания конфликтных ситуаций.

С малышами можно разыгрывать сценки, где  игрушки решают подобные задачи. Этот вид воровства характерен для старших дошкольников и младших  школьников.

4. Ребенок не может понять, какие вещи его, а какие чужие. Такое непонимание характерно для малыша, когда ему 2-4 года. Нужно объяснять ему это в каждой конкретной ситуации, чтобы малыш знал границы своего и чужого (в том числе членов его семьи). Об этом родители должны ему рассказать и не раз, рассказ свой лучше сопровождать разбором конкретной ситуации, а чтобы ребѐнку было понятнее, обратить его внимание на переживания человека, утратившего какую-то вещь.

Важно, чтобы у ребенка была своя кроватка, свой уголок, свои игрушки. Когда нет понятия - «мое», трудно постичь понятие – «чужое». 

Бывает, что эти понятия не сформированы и в более старшем возрасте, что может говорить о внутрисемейных проблемах. 

5. Ребенку может настолько нравиться какая-либо игрушка, и он настолько хочет владеть ею, что даже не осознает, что украл ее.

Такое может случаться, когда потребности ребенка часто игнорируются родителями. В таком случае родителям стоит обратить внимание  на те потребности, которые у ребенка не удовлетворены. Важно, чтобы устойчивое постоянное желание ребенка чего-либо хотя бы частично удовлетворялось, а не вызывало сильное напряжение или тревожность.  Исключения составляют сиюминутные желания, в которых потребности у ребенка действительно нет. Это встречается у дошкольников.

У детей постарше (от 8 до 10-11 лет) воровство с такой мотивацией часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы: ребѐнку тяжело на свое "хочу!" самому себе твѐрдо сказать "нет!". Таким детям очень трудно справиться с соблазном, хотя они и испытывают стыд за свой поступок.  Ребенок знает, что это воровство, что воровать нехорошо, но не в силах противостоять своему "хочу" и совершает кражу. Основная рекомендация в данном случае следующая: никогда не делать за ребенка то, с чем он уже в состоянии справиться сам. Еще полезно предлагать ребенку самому ставить цели и выполнять их. Начинать с краткосрочных целей: куда пойдем? что сегодня сделаешь? И не менять его программу, позволить ребѐнку еѐ реализовать. Это важное качество: умение самому поставить себе цель и выполнить ее.

6. Желание сделать подарок кому-то из близких (обычно родителям). Эта причина так же связана с отсутствием понимания отрицательной оценки воровства. Ребѐнок стремиться тем или иным способом сделать маме приятное - и то, что он поступает неправильно ему просто не приходит в голову. Стоит ему это объяснить.

7. Ребенок может подражать взрослым, копировать их поведение.

Возможно, кто-то в семье приносит что-то домой с работы и  рассказывает об этом. 

Возможно,  родители дома обсуждают других людей, получающих средства к существованию нечестным путем, при этом,  высказывают свою зависть или говорят, что с таких людей нужно брать пример.  Не стоит допускать, чтобы ребенок присутствовал при таких разговорах.

8. Вымогательство со стороны более старших детей.

В этом случае родители должны защитить своего ребенка, пресекая любые попытки запугивания, шантажа.  Важно объяснить ребенку, что он может в таких случаях обратиться к родителям, учителям за помощью. 

9. Клептомания. Это болезнь, встречающаяся очень редко, особенно среди детей. В этом случае ребенка надо показать психоневрологу или психиатру.

Ошибки в воспитании, провоцирующие детское воровство

К основным ошибкам в воспитании, способным провоцировать детское воровство, можно отнести следующие:

  • отсутствие последовательности в воспитании: в одной ситуации ребѐнка наказывают, а в другой – «закрывают глаза» на проступок: грозились наказать, но не наказали;
  • несогласованность требований взрослых (папа разрешает, а мама запрещает);
  • «двойная мораль» - слова родителей расходятся с действиями (например, родители внушают ребѐнку, «что брать чужое нельзя», а сами приносят с работы то, что «плохо лежит»). Ребѐнок, искренне веря в авторитет и непогрешимость родителей, следует их примеру и долго не может понять, за что его ругают, если он поступает, как мама и папа;
  • ситуация вседозволенности, воспитание ребѐнка в стиле «кумир семьи»: ребѐнок растѐт с мыслью «я самый лучший», он не научается считаться с мнением других людей, ориентируется лишь на свои желания и интересы. Такие дети, попадая в коллектив сверстников, продолжают вести себя так же, как и в семье, но очень быстро получают от детей «обратную связь» - с ними не хотят общаться. Они искренне не понимают, почему брать то, что им хочется, нельзя. А родители начинают обвинять других детей в пагубном влиянии на их «чудо-ребѐнка»;
  • тотальный контроль  за поведением и действиями ребѐнка. Одни дети при этом занимают активную "оборонительную" позицию, постоянно проявляя упрямство и вступая в пререкания по любому поводу. Другие «уходят в подполье», продолжая совершать порицаемые взрослыми поступки, но уже в те моменты, когда на них не обращают внимания.

Советы родителям, узнавшим о факте воровства

В первую очередь, нужно подробно выяснить ситуацию. Многое будет зависеть от возраста ребенка и обстоятельств этого события, от причин воровства и мотивации ребенка.

Если ребенок принес в дом чужую игрушку, это не всегда воровство. Дети часто меняются игрушками, и  денежная стоимость игрушки для них не имеет значения.

Если это чья-то игрушка, то важно выяснить нюансы отношений между  ребенком и хозяином игрушки. Что стоит за этим проступком - желание привлечь к себе внимание и подружиться или, наоборот, пренебрежение к другому ребенку, который, возможно, занимает позицию отверженного в группе, или желание отомстить. Важно, как обнаружился факт воровства – случайно или ребенок сам об этом сказал.

Стоит обратить  внимание, как он сам относится к своему поступку – ему стыдно, он раскаивается, или считает, что все произошедшее - в порядке вещей. Если чувство вины отсутствует вообще, оценка родителей должна быть резкой и определенной:  ребенок должен почувствовать, что такое поведение неприемлемо и осуждаемо. Важно выразить уверенность в том, что, конечно, это больше не повторится. 

Если ребенок знает, что поступил неправильно, то разумнее, давая оценку, сосредоточиться не на том, чтобы вызвать у него чувство вины, а обрисовать картину переживаний того, кто лишился своей игрушки, и выработать стратегию возврата вещи без излишних унижений.

Есть некоторые общие правила, подходящие для всех возрастов и всех случаев воровства.

  1. Не устраивать истерик и скандалов, не считать, что с ребенком произошло непоправимое. Силовая кара – самая соблазнительная и самая неэффективная, поскольку не решает возникшей проблемы, а чаще усугубляет ее. Она не способствует доверию между родителями и ребенком и может способствовать тому, что в следующий раз ребенок будет лучше прятать украденное. Дав волю своему негодованию, можно испортить ребенку жизнь, лишить его уверенности в праве на хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе.
  2. Важно поговорить с ребенком доброжелательно и без посторонних: выяснить, откуда игрушка или вещь, как он хотел распорядиться украденным далее. Какие отношения у ребенка с владельцем вещи.  Так можно понять мотивацию ребенка. 
  3. Нужно дать ребенку понять, как огорчает родителей то, что происходит, но лучше не называть происшествие "воровством", "кражей", "преступлением". Спокойная беседа, обсуждение чувств, совместный поиск решения - лучше выяснения отношений.
  4. Нельзя обвинять ребенка, если вина его не доказана. 
  5. Нельзя называть ребенка вором и пр., т.е. вешать на него "ярлыки", предсказывая ему криминальное будущее.
  6. Можно высказать отрицательную оценку действиям ребѐнка (но не личности), с конкретным осуждением такого поведения. 
  7. Рассказать о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи, денег.
  8. Избегать сравнений с другими детьми и самими собой в детстве, говоря, например, так: "В нашей семье такого отродясь не водилось", или "Как я завидую другим родителям, которым не приходится стыдиться своих детей". 
  9. Не требовать от ребенка клятвы о том, что это была  первая и последняя кража.
  10. Нельзя обсуждать поведение ребенка в присутствии посторонних.
  11. Нельзя допускать, чтобы ребенка судили публично, не настаивать на демонстративных извинениях.
  12. По возможности, организовать возврат украденной вещи лучше без свидетелей. Если таким образом вернуть невозможно, сделать вид, что ребенок нашел ее и вернуть владельцу. Разделить с ребенком ответственность, помочь ему исправить положение.
  13. Если украдены деньги у родителей, нужно выразить свое огорчение по поводу их отсутствия, рассказать, для чего они предназначались. Можно ограничить всю семью в чем-то значимом – например, месяц не едим сладкого, не ходим в кино и пр., пока не наберется украденная сумма.
  14. Важно дать понять своему ребенку, что всегда можно рассчитывать на помощь родителей в трудной ситуации. 
  15. Обсуждая случившееся, помнить, что сильные негативные чувства могут способствовать тому, что ребѐнок будет скрывать все поступки, которые сочтѐт стыдными, плохими.
  16. Важно понять истинные причины воровства и работать с ними.
  17. Не возвращаться к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), т.к. этим данный поступок только закрепится в сознании ребѐнка.

Профилактика детского воровства.

Полное взаимное доверие между родителями и ребенком является лучшей профилактикой детского воровства. В семье, где родители не лгут, дети отвечают им тем же, а воровство встречается редко.

Бывает, что у ребенка нет своей личной территории, своих личных вещей, которыми он  может полностью распоряжаться по своему усмотрению. У него не формируется понятие «свое – чужое». Он может взять из дома вещи, не воспринимая их продажу или дарение как кражу. Важно четко очертить для ребенка границу между его собственными вещами и общими, которыми он имеет право пользоваться, но не имеет права распоряжаться. Именно отсутствие у ребенка опыта обладания собственностью провоцирует кражи.

Активность ребенка хорошо бы направить "в мирное русло": нужно выяснить, что на самом деле интересует ребенка (занятия спортом, искусством, собирание какой-нибудь коллекции, какие-то книги, фотографирование и т.д.). Человек, жизнь которого наполнена интересными для него занятиями, чувствует себя более счастливым и нужным. 

Ребенка надо научить сопереживать, задумываться о чувствах окружающих. Надо познакомить его с правилом: "Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой", и объяснить смысл этого правила на примерах из собственной жизни.

Ребенку необходимо нести ответственность за кого-то или что-то в семье — за младшего брата, за наличие в доме свежего хлеба, за поливку цветов и, непременно, начиная с 7–8 лет за собственный портфель, стол, комнату и т.д. Нужно постепенно передавать ему дела, делиться с ним ответственностью.

Самая простая мера профилактики детского воровства состоит в том, чтобы его не провоцировать. Например, не разбрасывать деньги по квартире, а хранить в недоступном для ребенка месте. Иногда одного этого оказывается вполне достаточно.

Эффективным способом профилактики воровства является выделение ребенку карманных денег. Это не должны быть деньги на завтраки в школе, это должны быть личные карманные деньги, выдаваемые регулярно, которые ребенок может потратить по своему усмотрению. Собственные деньги воспринимаются детьми с большой ответственностью. Как правило, даже семилетние дети распоряжаются регулярно выдаваемой им суммой очень разумно, а лет с девяти начинают их копить на крупные покупки, что свидетельствует об успешном преодолении своей импульсивности. По мере взросления сумма должна расти.

Очень помогают уйти от домашних краж семейные советы, на которых члены семьи распределяют бюджет. Определяют общий доход и распределяют его на различные нужды: питание, квартплату, транспорт, крупные покупки, отпуск.  На совете делаются отчисления на личные расходы как детям, так и родителям. Ребенок становится участником расходования средств и даже имеет право голоса, что поднимает его в собственных глазах и делает его более ответственным за дела семьи. Ребенок, также, видит пределы семейного бюджета, он узнает, что почем в этом мире. Он учится планировать. Кражу в этих условиях совершить труднее.

Можно помочь подростку найти возможность самому зарабатывать деньги.

Вот об этом стоит поговорить с родителем, обратившимся по поводу воровства своего ребенка. Эта информация может помочь родителю правильно выстроить свое поведение относительно ребенка, совершившего кражу и предотвратить подобную ситуацию в будущем.

В заключении можно сказать, что общая стратегия поведения родителей по отношению к воровству своих детей должна зависеть от причин поведения ребѐнка, выяснение которых дело первостепенной важности. Но в любом случае необходимо помнить, что появление такого тревожного сигнала, как кража, свидетельствует о психологическом неблагополучии ребѐнка - это крик о помощи!

Литература

  1. Давыдова Э.Х. «Истоки детского домашнего воровства»,  Детский практический психолог. - №7, 1995.
  2. Кравцова А. «Мама, купи! Или как ходить с ребенком по магазинам без слез и истерик». Изд. Эксмо, 2007
  3. Кравцова М. «Почему дети воруют?» http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0301106.shtml 
  4. Нартова-Бочавер  С. «Детское воровство. Откуда это берется и как наказать?» http://www.medinfo.ru/sovety/sem/17.phtml
  5. Самойлова  Н. «Детское воровство. Что делать, если ребенок ворует?»  http://www.detrazvitie.ucoz.ru/publ/7-1-0-35 
  6. Сополева И. «Криминальный талант. Как бороться с детским воровством» http://www.newizv.ru/health/news/2008-10-08/99273/ 

Информация об авторах

Домкина Наталья Евгеньевна, психолог службы «Детский телефон доверия» Центра экстренной психологической помощи МГППУ, Москва, Россия, e-mail: natalyadomkina@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 21570
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 188
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1