Причины обращений подростков за психологической помощью, осуществляемой средствами дистанционного консультирования

106

Общая информация

Рубрика издания: Особенности психологического консультирования детей средствами телефона доверия

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Иванцов О.В., Киракосян Е.С. Причины обращений подростков за психологической помощью, осуществляемой средствами дистанционного консультирования // Телефон доверия как средство психологической помощи детям, родителям, педагогам.

Фрагмент статьи

В 2009-2010 учебном году специалистами Центра экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического университета с целью повышения эффективности деятельности службы «Детский телефон доверия» (далее – ТД) среди школьников было проведено исследование по теме «Факторы обращений учащихся на Детский телефон доверия». Исследование являлось продолжением прошлогоднего исследования по данной проблематике.

Полный текст

В 2009-2010 учебном году специалистами Центра экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического университета с целью повышения эффективности деятельности службы «Детский телефон доверия» (далее – ТД) среди школьников было проведено исследование по теме «Факторы обращений учащихся на Детский телефон доверия». Исследование являлось продолжением прошлогоднего исследования по данной проблематике1.

Данное исследование было направлено на:

  • сбор информации по количеству обращений на ТД среди учащихся 8-9 классов двух образовательных учреждений (далее ОУ) ВАО г. Москвы, а так же трех ОУ Московской области (г. Балашиха и г. Солнечногорск);
  • общую осведомленность учащихся о службах ТД;
  • выявление наиболее востребованных видов оказания психологической помощи и поддержки учащихся.

В основу исследования был положен опрос.

Кроме того, была поставлена задача получить информацию по количеству потенциальных абонентов ТД (т.е. учащихся, которые обращались на ТД).

Важно отметить, что качественный анализ позволяет понять и оценить работу ТД с различных сторон. Основываясь на полученных данных, можно проводить более плодотворную работу с ОУ по рекламе ТД, разрабатывать и представлять рекламу таким образом, чтобы восполнить пробелы в информированности учащихся и их родителей о ТД. Снизив неосведомленность и страх потенциальных абонентов  можно, на наш взгляд, повысить количество обращений за психологической помощью и поддержкой на ТД.

В опросе принимали участие 264 учащихся (142 – г. Москва, 122 – МО). При анализе ответов детей были получены следующие результаты:

Таблица 1. Данные опроса среди школьников

Исходя из полученных данных, можно сформулировать следующие выводы: более 90% школьников ни разу не обращались на ТД, 1% – не решились позвонить, 2% – звонили хотя бы один раз на ТД. Большинство опрошенных предпочитают обращаться за помощью к родственникам (около 50%), а так же справляться с проблемами самостоятельно (около 25%).

Низкие показатели можно объяснить следующим:

  • низкая информированность учащихся (только 37% учащихся знают номер ТД);
  • недоверие учащихся к данному виду психологической помощи;
  • неготовность учащихся использовать ТД как средство психологической помощи.

Такие показатели позволяют нам говорить о том, что учащиеся ОУ, в большинстве случаев, имеют недостаточно четкое представление о ТД, о том, в какой ситуации и кто может обратиться на ТД. Однако необходимо отметить, что за психологической консультацией в интернет были готовы обратиться более 20% опрошенных (по телефону только 6%).

Исходя из данных опроса, необходимо по-новому взглянуть на распространение информации об оказании психологической помощи: она не должна ограничиваться лишь информацией на стендах и раздачей листовок. Так же при составлении рекламы необходимо обратить внимание на основные принципы оказания психологической помощи средствами дистанционного консультирования (анонимность, доступность, бесплатность и др.).

Необходимы регулярные выступления перед детьми, родителями и учителями, важно донести до них информацию: сообщить о том, в каких случаях они могут обратиться и на какой вид помощи могут рассчитывать.


1 Жданова Л.В., Иванцов О.В. Отношение подростков к телефону доверия как средству оказания психологической помощи // Детский телефон доверия: Материалы городской научно-практической конференции. - М., 2009. С. 25-27

Информация об авторах

Иванцов Олег Владимирович, психолог службы «Детский телефон доверия» Центра экстренной психологической помощи МГППУ, Москва, Россия

Киракосян Е.С., психолог службы «Детский телефон доверия» Центра экстренной психологической помощи МГППУ, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1982
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 106
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1