Проблемы учебной деятельности в практике телефонного консультирования на примере сдачи единого государственного экзамена

32

Общая информация

Рубрика издания: Особенности психологического консультирования детей средствами телефона доверия

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Папанина З.А. Проблемы учебной деятельности в практике телефонного консультирования на примере сдачи единого государственного экзамена // Телефон доверия как средство психологической помощи детям, родителям, педагогам.

Фрагмент статьи

С введением единого государственного экзамена за последний год возросло число звонков, поступающих на службу «Телефон Доверия», по проблеме экзаменационного стресса. Ученики возмущены уровнем преподавания отдельных предметов, при всей, со слов учащихся, «некорректной подачи учебного материала» учителя постоянно нагнетают страх перед сдачей ЕГЭ. Новый вид экзамена превращается в проблему, как для учителя, так и для ученика.

На наш взгляд, ситуация с трудностями в учебе возникает в основном в средних классах. Ученик, переходя в 5 класс, сталкивается с проблемой адаптации. Вместе со сложностями, которые вызваны отсутствием единого кабинета обучения, наличием нескольких учителей-предметников, увеличением нагрузки образовательной программы, ребенок видит, что контроль, который осуществлял один учитель, теперь ослаб. И эту свободу действий каждый школьник использует по-своему. Родители же, считая своего ребенка уже большим и достаточно самостоятельным, практически прекращают заниматься с ним.

Полный текст

С введением единого государственного экзамена за последний год возросло число звонков, поступающих на службу «Телефон Доверия», по проблеме экзаменационного стресса. Ученики возмущены уровнем преподавания отдельных предметов, при всей, со слов учащихся, «некорректной подачи учебного материала» учителя постоянно нагнетают страх перед сдачей ЕГЭ. Новый вид экзамена превращается в проблему, как для учителя, так и для ученика.

На наш взгляд, ситуация с трудностями в учебе возникает в основном в средних классах. Ученик, переходя в 5 класс, сталкивается с проблемой адаптации. Вместе со сложностями, которые вызваны отсутствием единого кабинета обучения, наличием нескольких учителей-предметников, увеличением нагрузки образовательной программы, ребенок видит, что контроль, который осуществлял один учитель, теперь ослаб. И эту свободу действий каждый школьник использует по-своему. Родители же, считая своего ребенка уже большим и достаточно самостоятельным, практически прекращают заниматься с ним.

Именно в этот момент начинаются или усиливаются пробелы в учебе. Появляются неудовлетворительные оценки по успеваемости и подросток, получив по предмету двойку, попадает в западню: подойти с вопросом к учителю может далеко не каждый школьник – есть определенный страх встретить непонимание, рассказать родителям тоже страшно – могут наказать. «Страх» – именно так называют школьники свое состояние. Что делать? Возникает желание спрятать двойку подальше от родителей. В этом случае, ни о какой работе над ошибками не может быть речи.

Существует проблема, о которой чаще других говорят школьники. Учителя ставят тройки лишь за то, чтобы ученик не мешал на уроке. Учащийся может спокойно встать, выйти, зайти – но молча, он чувствует себя героем: ему позволено то, что другим нельзя. Такая недопустимая ситуация продолжается до 8 класса, а потом нерадивому школьнику говорят, что он должен уйти из школы, потому что 9 класс ему «не осилить», так как там ему предстоит сдать экзамен в форме ЕГЭ. В качестве «оптимального» варианта ему предлагается вечерняя школа, куда подросток решительно не желает идти.

И случай переживания страха по поводу неудовлетворительной оценки, и случай неудовлетворительного поведения вызывает недоумение; ученик, не прикладывая усилий к получению знаний и прейдя к неутешительному итогу своего безответственного поведения, занимает позицию обвинителя. Мы считаем, что ответственность за результат обучения следует распределять между всеми участниками учебного процесса: учеником, учителем и родителями, отдавая двум последним большую ее часть. Не секрет, что там, где нет соответствующего контроля, нет и хорошего результата – это присуще не только детям и подросткам. Ребенку как никому другому легче идти по пути наименьшего сопротивления. У подростка мозаичная картина мира не складывается в единую картину, и потому результат очень плачевный: звонки, которые начинаются со слов  «Заберусь на крышу школы и брошусь вниз», «Не знаю что делать, выход один – повесится».

Отношения «ученик-учитель», как правило, складываются по типу взаимоотношений ребенка и родителей в семье. Если дома есть подавляющий взрослый, в присутствии которого ребенок не высказывает своих желаний, подавляет свои потребности, то и в школе свои отношения с учителем учащийся строит подобным образом: не переспросит там, где не ясно, не ответит там, где знает, не выскажет своего мнения по тому или иному вопросу.

Бесспорно, родители должны достаточно внимания уделять учебной деятельности ребенка. Только родители могут должным образом сформировать правильное отношение к учебе, к школе. Учителя, не справляясь с поведением ученика или с его успеваемостью, обращаются за помощью к родителям, вызывая их в школу. При этом обычно учитель лишь жалуется на школьника. У родителей возникает желание наказать ребенка, но проблему неуспеваемости, таким образом, не разрешить. Мы считаем, что более правильным и целесообразным будет придти на разговор в школу вместе с ребенком. Целью разговора становится не порицание ученика, а умелое включение его в процесс поиска оптимального решения из сложившейся ситуации. Сотрудничая с учеником, необходимо постепенно передавать ответственность за результат его деятельности ему самому.

Безусловно, каждый школьник обладает только ему одному присущими особенностями познавательной деятельности, эмоциональной жизни, воли характера, каждый требует индивидуального подхода, который учитель в силу разных причин не всегда может осуществить. Но, однако, при равных условиях учительского труда в отдельно взятой школе, есть учителя, дающие хорошие знания и вызывающие искреннее уважение учеников.

По нашему мнению, страх, который присутствует у родителей и у школьников перед сдачей ЕГЭ нагнетается педагогами. Чем ниже уровень преподавания, тем больше страха, который учителя передают родителям, заставляя их прибегать к помощи репетитора. Таким образом, изначально за преподавание предмета платит учителю государство, затем это же преподавание оплачивают родители репетитору. ЕГЭ сдается и тот же учитель остается «учить» других.

Дети и подростки, обратившиеся в службу «Телефон Доверия», получают квалифицированную помощь специалистов. Наряду с работой с эмоциональным состоянием,  старшеклассникам дается общая информация по профилактике экзаменационного стресса. Так же консультанты информируют о существующей стандартизированной классификации, которая отражает три основные группы трудностей при подготовке к ЕГЭ. Получая необходимую информацию, ученик сам приходит к выводу, какого вида трудности у него возникают и на что следует обратить внимание.

В случае недостаточности дистантного консультирования ученик приглашается на очную беседу, в ходе которой измеряется уровень личной и ситуативной тревожности, а затем используются техники, направленные на снижение высоких показателей тревоги.

Хотелось в этой статье отразить свой взгляд как консультанта службы «Телефона Доверия» на проблему детей и подростков в отдельно взятом муниципальном округе за определенный период. Телефон доверия является той нитью, за которую ухватились школьники, попав в тупиковую ситуацию. Дистантное консультирование стало скорой помощью для учащихся.

Информация об авторах

Папанина Зульфия Ахтямовна, педагог-психолог психолого-педагогического центра помощи несовершеннолетним «Нур» («Луч»), г. Альметьевск, Республика Татарстан, Альметьевск, Россия, e-mail: kotornagerb@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1652
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 32
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1