Особенности телефонного консультирования родителей по проблемам, связанным с подростками

79

Общая информация

Рубрика издания: Особенности психологического консультирования детей средствами телефона доверия

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Попова Н.В. Особенности телефонного консультирования родителей по проблемам, связанным с подростками // Телефон доверия как средство психологической помощи детям, родителям, педагогам.

Фрагмент статьи

В настоящее время остается актуальным консультирование родителей по проблемам, связанным с детьми. Зачастую родители обращаются с этими вопросами в службы экстренной психологической помощи. Содействие в решении связанных с детьми сложностей имеет не только индивидуальную личностную значимость для обратившегося, но и способствует созданию благоприятного психологического климата в обществе. Отдельным, имеющим свои специфические особенности разделом консультирования по поводу детей, является консультирование родителей по проблемам, возникающим с подростками. Это  связано с тем, что подростковый возраст является одним из ключевых этапов в формировании зрелого самосознания и эмоционально-волевой сферы регуляции личности [3, с. 327, 331]. 

Полный текст

В настоящее время остается актуальным консультирование родителей по проблемам, связанным с детьми. Зачастую родители обращаются с этими вопросами в службы экстренной психологической помощи. Содействие в решении связанных с детьми сложностей имеет не только индивидуальную личностную значимость для обратившегося, но и способствует созданию благоприятного психологического климата в обществе. Отдельным, имеющим свои специфические особенности разделом консультирования по поводу детей, является консультирование родителей по проблемам, возникающим с подростками. Это  связано с тем, что подростковый возраст является одним из ключевых этапов в формировании зрелого самосознания и эмоционально-волевой сферы регуляции личности [3, с. 327, 331]. 

Консультирование родителей, помимо  вопросов непосредственно детско–родительских отношений, включает  широкий спектр личностных и межличностных проблем подростков и их родителей, которые возможно сгруппировать вокруг следующих основных тем: 

  1. дезадаптивные личностные особенности ребенка (неуверенность, медлительность, несобранность, упрямство, необщительность, агрессивность и конфликтность);
  2. межличностные трудности (отсутствие друзей, плохие отношения в классе, предвзятость учителей);
  3. затрудняющие межличностное взаимодействие личностные особенности родителей;  
  4. проблемы учебной успеваемости;
  5. различные зависимости (в первую очередь, злоупотребление психоактивными веществами и интернет-зависимость).

Консультирование родителей по вопросам, связанным с подростками, основано, в первую очередь, на  информировании о возрастных нормах развития, знание которых  позволяет родителям определить, являются ли возникшие трудности закономерными и «нормальными» или они сигнализируют о действительно серьезных проблемах, требующих вмешательства специалистов. 

Часто непонятное поведение подростков поддается объяснению, и в этом случае  необходимо помочь родителям понять своих детей, не присваивая им ярлыков развязности, распущенности или нелюдимости. Родителям важно осознать, что перестраивается психика ребенка, его внутренний мир противоречив, происходящие перемены трудны и не могут происходить незаметно.

Традиционно подростковый возраст охватывает период 11- 18 лет. Для детей этого возраста свойственно активное стремлением к занятию новой социальной позиции, связанное с осознанием ими своего «Я» и утверждением во взрослом мире [5, с. 252].   

Основные задачи подросткового возраста - достижение автономии и независимости от родителей, формирование личностной идентичности и полоролевая идентификация, выбор референтной группы, формирование системы ценностей и целей [3, с. 323].   В процессе решения этих задач подростки сталкиваются с множеством сложностей, например, конфликтом между самостоятельностью и финансовой зависимостью от родителей, давлением со стороны взрослых, ожидающих определенные успехов [2, с. 523].  

«Нормальными» можно считать самые разные проблемы:

  1. неуверенность в себе;
  2. переживания по поводу своей женственности или мужественности;
  3. поиск смысла жизни и растерянность в этом вопросе; 
  4. нежелание подчиняться правилам; 
  5. сложности в поиске друзей или поглощенность жизнью компании. 

Некоторые авторы подчеркивают, что никаких жестких возрастных норм поведения не существует [1, с. 260], однако, когда подросток чрезмерно замыкается в себе, совсем не имеет друзей, забрасывает учебу, ничего не хочет от жизни или нарушает закон – родителям действительно следует обеспокоиться и обратиться к специалистам психологических служб, ведущих очный прием. 

Специфика консультирования по данному профилю связана так же с одним из основных принципов дистантной психологической помощи, который предписывает  психологическое консультирование, в первую очередь, самого позвонившего, а не обсуждение личности и поведения того, по поводу кого обратились [4, с. 49]. В соответствии с этим принципом выстраивается специфическая схема оказания помощи родителям в отношении их детей, суть которой заключается в переориентировании родителей на их собственное изменение, тогда как чаще всего родительский  запрос содержит просьбу  изменить ребенка и отсутствие готовности к переменам в своем поведении. 

Таким образом, отдельный этап консультации посвящен решению сложностей, вызванных  личностными особенностями самих родителей, и направлен, в частности, на улучшение стиля родительского поведения, повышение социально-психологической компетенции родителей, обучение их навыкам эффективного общения и разрешению конфликтных ситуаций. 

Авторитарность, эгоцентризм, негибкость поведения, недостаточная зрелость, тревожность усложняют  детско-родительские отношения, оказывая негативное влияние на личность и поведение подростков. К примеру, тревожные родители, чрезмерно опекая своих детей, откладывают на долгий срок обретение ими самостоятельности и провоцируют восприятие мира как «опасного» места. Авторитарность, эгоцентризм, негибкость родителей формируют чувство неуверенности у детей, связанное с завышенными ожиданиями родителей, которые детям не всегда удается оправдать. 

В результате подростки отдаляются:  в одном случае, стремясь уберечь тревожных родителей от переживаний, в другом – ограждая себя от жесткой оценки авторитарных родителей. Они перестают делиться значительной частью происходящих с ними событий, скрывают  собственные переживания, в то время как именно наличие доверия особенно важно в период подросткового кризиса, когда  родитель должен быть  другом для ребенка – не чрезмерно навязчивым или осуждающим, а открытым и готовым к общению. 

Провоцирующее поведение подростка является  способом привлечь внимание и проверить границы дозволенного в отношениях в семье как модели общества [6, с. 248]. В этом случае важно рекомендовать родителям устанавливать ясные договоренности с детьми, быть последовательными и справедливыми в своем поведении, открыто говорить о своих чувствах. 

Необходимо менять стиль воспитания с взрослеющими детьми от важных в более раннем возрасте опеки и контроля до сотрудничества, в котором уважение к личности подростка сочетается  с четким распределением ответственности и обязанностей. 

Часто причиной конфликтов становятся неверные установки родителей в отношении собственных детей («дочь должна учиться на одни пятерки», «сын тоже должен стать врачом»).

Психологические проблемы самих родителей,  перенос на детей своих несбывшихся целей  так же затрудняет общение с детьми. 

Иногда родители не готовы принять взросление своих детей,  т. к. неосознанно признание этого факта связано с признанием перспективы собственного старения и связанных с этим негативных переживаний. В этом случае психолог – консультант проводит психологическую работу, не связанную с детско–родительскими отношениями и направленную на оказание помощи родителям. 

По опыту работы службы экстренной психологической помощи консультирование родителей зачастую затрагивает  ориентирование в вопросах употребления психоактивных веществ и ознакомление с признаками зависимости:

  1. Смена компании общения или большое количество проводимого в одиночестве времени;
  2. Запутанные, неясные  ответы на вопросы о свободном времени.
  3. Импульсивное поведение.
  4. Пропажа медикаментов из домашней аптечки.
  5. Снижение успеваемости, пропуски уроков, потеря интереса к школьной жизни.
  6. Пропажа ценных вещей и денег. 
  7. Угрюмость и негативное ко всему отношение.
  8. Усталость, красные глаза, проблемы с аппетитом.
  9. Несоблюдение правил личной гигиены и безразличное отношение к своему внешнему облику.

Помимо зависимости от психоактивных веществ, психологам–консультантам приходится сталкиваться с вопросами интернет- и компьютерной зависимости подростков, следствием которых является пренебрежение личностными контактами. Виртуальные социальные сети интернета дают подростку иллюзорную возможность найти собеседника, удовлетворяющего практически любым критериям, и презентовать себя желаемым образом, не затрачивая при этом усилий и не неся ответственности за свое поведение и неудачи в отношениях.  Чрезмерное увлечение компьютерными играми, которые привлекают ощущениями собственного успеха и превосходства,  также связано с малоразвитыми коммуникативными навыками подростков, возможной неуверенностью в себе, часто негативным опытом реального общения. 

В вопросах зависимостей психолог-консультант предоставляет родителям необходимую информацию, дает рекомендации в области способов создания для ребенка интересной и насыщенной реальной жизни. 

Таким образом, консультирование родителей во всех случаях начинается с прояснения ситуации и  наполнения жалоб конкретным содержанием. Психолог выясняет события, ставшие причиной обращения, определяет уже использованные абонентом способы решения возникших трудностей и его взгляд на происходящее, побуждает высказать свои чувства. Следующий этап предполагает информирование родителя о возрастных нормах развития, в необходимом объеме о различных видах зависимости. Затем психолог-консультант производит переориентацию родителя с запроса об изменении подростка на перемены в своей собственной личности и своих стратегиях воспитания.  

В течение непосредственно психологической консультации возможны следующие способы и методы  работы: 

  1. Информирование абонента о его статусе «созависимый» и о самом явлении «созависимость».
  2. Оказание психологической поддержки. 
  3. Работа с отрицанием собственных проблем («У меня нет проблем, проблемы у моего ребенка») 
  4. Разрушение ложных установок («Ребенок должен стать врачом/ хорошо учиться»). 
  5. Работа с преобладающими чувствами – часто чувством вины и злостью. 
  6. Прояснение действий, которые могут поддерживать имеющиеся трудности, и совместный поиск новых вариантов родительского поведения. 

В завершении консультации в случае необходимости важно направить родителя и ребенка на очную консультацию.

Литература

  1. Крайг Г., Бокум Д. «Психология развития». СПб.: Питер, 2005. — 940 с.
  2. Ларина О. А., Каратьян Т. В., Акрушенко  А. В. «Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций». М.: Эксмо, 2008 - 68 с.
  3. Малкина – Пых И.Г. «Возрастные кризисы».М.: Эксмо, 2005.- 896 с. 
  4. Моховиков А. Н. «Телефонное консультирование». М.: Смысл, 2001.- 494 с. 
  5. Туревская Е.И. «Возрастная психология» Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого 
  6. Шаповаленко И. В. «Возрастная психология». М.: Гардарики, 2005 - 349 с.

Информация об авторах

Попова Нина Витальевна, психолог-консультант 2 категории отделения экстренной психологической помощи Телефон Доверия комплексного центра социального обслуживания «Доверие», г. Казань, Казань, Россия, e-mail: nina.ninelle@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4285
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 79
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1