Использование возможностей личностного потенциала студентов в формировании профессиональных компетенций юриста

22

Аннотация

Научный руководитель – кандидат психологических наук Котлярова Л.Н.

Общая информация

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Бакуров А.Д. Использование возможностей личностного потенциала студентов в формировании профессиональных компетенций юриста [Электронный ресурс] // Сборник тезисов участников межвузовской научно-практической интернет-конференции по юридической психологии. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/icjp_2011/contents/41787 (дата обращения: 14.12.2024)

Фрагмент статьи

Потребность общества в существенном улучшении деятельности правоохранительных органов, в укреплении в целом судебной власти в стране, повышении качества судопроизводства, прокурорского надзора, исполнения судебных решений, юридического сопровождения деятельности предприятий, учреждений и организаций выдвигает на одно из приоритетных мест задачу их кадрового обеспечения высококвалифицированными специалистами (Романов В.В., 2009; Смирнов А.Ф., 1997). Поэтому миссией многих государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования юридического профиля является подготовка гармонично развитых, максимально подготовленных к предстоящей профессиональной деятельности и конкурентоспособных специалистов на современном рынке труда (Столяренко А.М., 2009).

Полный текст

Потребность общества в существенном улучшении деятельности правоохранительных органов, в укреплении в целом судебной власти в стране, повышении качества судопроизводства, прокурорского надзора, исполнения судебных решений, юридического сопровождения деятельности предприятий, учреждений и организаций выдвигает на одно из приоритетных мест задачу их кадрового обеспечения высококвалифицированными специалистами (Романов В.В., 2009; Смирнов А.Ф., 1997). Поэтому миссией многих государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования юридического профиля является подготовка гармонично развитых, максимально подготовленных к предстоящей профессиональной деятельности и конкурентоспособных специалистов на современном рынке труда (Столяренко А.М., 2009).

Общепризнанно, что высокая готовность к деятельности помогает молодому специалисту успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания и опыт, сохранять самоконтроль и перестраиваться при появлении непредвиденных обстоятельств, быстро адаптироваться к условиям труда и способствует дальнейшему профессиональному совершенствованию. В соответствии с этим одной из центральных задач учебной и воспитательной работы преподавателей и руководителей ГОУ ВПО является формирование у студентов в процессе обучения профессиональных и общекультурных компетенций, социально-психологических свойств, которые будут обеспечивать выпускников вуза высоким уровнем готовности к осуществлению эффективной профессиональной деятельности.

Целью проведённого исследования является изучение факторов психологической готовности студентов-выпускников к осуществлению профессиональной деятельности юриста в соответствии с выбранной специализацией (уголовно-исполнительная, правоохранительная, предпринимательская).

Были поставлены следующие задачи:

  • изучить личностные свойства и составить личностный профиль успешных специалистов органов прокуратуры;
  • выявить адаптационные возможности студентов-выпускников;
  • изучить представление студентов-выпускников о сформированности у них компетенций специалиста, необходимых для осуществления юридической деятельности.

Для оценки личностных особенностей применялись следующие методики: многофакторный опросник личности Р.Б. Кеттелла (16PF); опросник уровня субъективного контроля (УСК), разработанный Бажиным Е.Ф. с соавторами на основе шкалы локуса контроля Дж. Роттера (Реан А.А.,1999).

Адаптационные возможности выявляли с помощью опросника «Адаптационный потенциал студента», который позволяет оценить интегративный и парциальные показатели адаптированности (социальная, личностная, энергетическая, информационная и временная адаптация) (Ростовский В.В.,2010).

Для оценки мнения студентов об уровне сформированности у них общекультурных и профессиональных компетенций нами составлен опросник, в котором перечислены компетенции в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки юриспруденции и предложено оценить их сформированность с помощью 10 балльной шкалы.

Всего в исследовании приняли участие 35 студентов выпускного курса факультета правоведения РПА МЮ РФ, специализирующихся в различных областях деятельности – уголовно-исполнительной, правоохранительной, предпринимательской.

При изложении полученных результатов остановимся только на статистически значимых показателях.

По результатам обследования по тесту Р. Кэттелла составлен групповой личностный профиль, который характеризуется повышением показателей по факторам «Е» (6.6) и «Q» (6.4), и снижение – по факторам «M» (3.5) и «Q3» (3.4). Полученные данные свидетельствуют о выраженности у студентов таких личностных качеств, как целенаправленность, умение осуществлять контроль за своим поведением, стремление к доминированию, добросовестность, высокая бдительность. Сравнение личностного профиля студентов с профилем успешных работников прокуратуры (Кроз М.В.,2010) позволяет сделать вывод об их сходстве по многим показателям. В то же время выявлены различия в степени выраженности некоторых факторов.

При обследовании уровня субъективного контроля (УСК) обнаружено повышение показателей по шкале «Интернальность в области достижений» (6.4) и «Интернальность в производственных отношениях» (5.9) и снижение показателей по шкале «Интернальность в области неудач» (3.7). Анализируя полученные данные в соответствии с концепций локуса контроля, можно предположить, что студенты склонны к оцениванию собственных профессиональных достижений как результата их собственных усилий.

В результате исследования адаптационного потенциала студентов получены следующие показатели (в скобках приведены нормативные значения): «общая адаптированность» – 3.59 баллов (3.55), «социальная адаптация» – 3.60 балла (3.65) , «личностная адаптация» – 3.48 балла (3.57), «информационная адаптация» – 3.38 балла (3.59), «энергетическая адаптация» – 3.55 балла (3.26), «адаптация к переживаемому времени» – 3.32 балла (3.67).
Из представленных данных очевидно, что большинство показателей адаптационного потенциала студентов соответствует или превышает нормативные значения.

Анализ профилей самооценки сформированности у студентов общекультурных и профессиональных компетенций позволяет сделать вывод о выраженности таких социально-личностных качеств как «ОК-1 – осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального самосознания» (7.75 балла) и «ПК-8 – готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства» (7.68 балла). В то же время студенты отметили недостаточное владение иностранным языком, что отразилось в оценке компетенции «ОК-13 – владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке» (5.83 балла). Следует отметить, что само значение по ОК-13 – выше среднего.

Обобщая полученные в исследовании данные, можно сделать следующие выводы. Прежде всего, следует отметить, что студенты-выпускники высоко оценивают свой уровень готовности к осуществлению профессиональной деятельности. Общий адаптационный потенциал у студентов достаточно высокий, что будет способствовать быстрому включению молодых специалистов в трудовую деятельность. Анализ личностных профилей показал, что личностные особенности студентов соответствуют требованиям, предъявляемыми выбранной ими профессией.

Литература

  1. Реан А.А. Психология изучения личности: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,1999.
  2. Кроз М.В. Психологические исследования прокуроров / В сб.:Коченовские чтения «Психология и право в современной России». М., 2010.
  3. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристь, 2009.
  4. Ростовский В.П., Котлярова Л.Н. Психология и педагогика. Уфа: Изд-во БГПУ, 2010.
  5. Смирнов А.Ф. Организационно-правовые факторы оптимизации управления в органах прокуратуры Российской Федерации: Дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.11: Москва, 1997.
  6. Столяренко А.М. Социальная психология: учебник для студентов вузов / под ред. А.М. Столяренко. 2-е изд., доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
  7. Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»), Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «4» мая
    2010 г., № 464.

Информация об авторах

Бакуров А.Д., студент факультета правоведения Российской правовой академии Министерства юстиции РФ, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1572
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 22
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0