Проблема преступности несовершеннолетних всегда оставалась одной из актуальных и серьезных. За последние несколько лет в России наблюдается тенденция к снижению количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Однако при этом удельный вес тяжких и особо тяжких правонарушений за последние годы не снижается и составляет около трети от общего числа правонарушений, совершенных несовершеннолетними (МВД РФ, 2011).
Различные исследователи подчеркивают важность полоролевой идентичности, а также влияния представлений о полоролевых стереотипах на противоправное поведение, в том числе агрессивного характера (Белопасова Е.В., Дворянчиков Н.В., 2005; Дворянчиков Н.В., Жумагалиева М.Ю., 2009; Сыроквашина К.В., 2007). Полоролевая идентичность является одной из базовых структур самосознания, которая играет определяющую роль в процессах адаптации и саморегуляции (Ениколопов С.Н., Дворянчиков Н.В., 2001). В результате отождествления себя с определенным полом, осваиваются соответствующие формы поведения и формируются личностные характеристики (Бендас Т.В., 2005). Агрессивное поведение у юношей, совершивших правонарушения, может быть следствием стремления соответствовать стереотипу маскулинности, неотъемлемой чертой которого традиционно является агрессивность. Также, при анализе причин отклоняющегося поведения несовершеннолетних, авторы указывают на различные личностные особенности, определяющие отклонения от общепринятых норм и нарушение социальной адаптации. Целью нашего исследования стало выявление особенностей полоролевой идентичности и личностных качеств у несовершеннолетних, совершивших правонарушения.
Гипотезы исследования:
-
Предполагается, что у несовершеннолетних, совершивших правонарушения, существуют особенности полоролевой идентичности и полоролевых стереотипов отличные от таковых у просоциальных юношей;
-
Предполагается, что у несовершеннолетних, совершивших насильственные правонарушения, существует взаимосвязь между высокой агрессивностью и представлениями о стереотипе маскулинности;
-
Совместно формирующиеся личностные особенности и самосознание, одной из базовых структур которой является полоролевая идентичность, неразрывно связаны и участвуют в регуляции поведения и адаптации.
В качестве психологических методик исследования применялись методика «МиФ» (Бессонова Т.Л., Дворянчиков Н.В.), методика «Кодирование» (Ткаченко А.А., Введенский Г.Е., Дворянчиков Н.В.), Цветовой тест отношений (Эткинд А.М., Столин В.В.), Опросник диагностики агрессии А. Басса и М. Перри «BPAQ», Пятифакторный опросник ( Р. Мак-Крей и П. Коста).
Контингент исследования составили 60 юношей: 40 воспитанников Алексинской воспитательной колонии Управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области и 20 учащихся московских общеобразовательных школ. В нашем исследовании испытуемые были разделены на три группы: 20 несовершеннолетних, совершивших насильственные правонарушения, 20 несовершеннолетних, совершивших корыстные правонарушения и 20 учащихся московских общеобразовательных школ.