Психологические аспекты манипулятивного воздействия в тоталитарной секте «Свидетели Иеговы»

107

Аннотация

Научный руководитель – кандидат психологических наук, доцент Дворянчиков Н.В.

Общая информация

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Будыкин С.В. Психологические аспекты манипулятивного воздействия в тоталитарной секте «Свидетели Иеговы» [Электронный ресурс] // Сборник тезисов участников межвузовской научно-практической интернет-конференции по юридической психологии. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/icjp_2011/contents/41793 (дата обращения: 08.05.2024)

Фрагмент статьи

Международная религиозная организация «Свидетели Иеговы» – тоталитарная секта антихристианской направленности, учение которой содержит наставления и имеет практику, способные нанести ущерб личности и здоровью адепта и его семье.

Контролеры сознания представляются как добрые друзья, но постепенно, незаметно для завербованного, шаг за шагом создают новую личность, внедряя новую систему верований.

Механизм вовлечения и удержания человека в сектантской группе в сущности является едиными для всех тоталитарных сект. Вновь приглашённого человека окружают заботой и вниманием так, чтобы он ощутил полную заинтересованность и понимание в разрешении волнующих его проблем. Для этого существует даже специальный термин «бомбардировка любовью» («love-bombing»). В результате этого навязывания любви у новичка возникает ощущение, что все ждали именно его, что его все любят, что он – избранный, и общаться с ним адептам культа очень и очень приятно.

Полный текст

Международная религиозная организация «Свидетели Иеговы» – тоталитарная секта антихристианской направленности, учение которой содержит наставления и имеет практику, способные нанести ущерб личности и здоровью адепта и его семье.

Контролеры сознания представляются как добрые друзья, но постепенно, незаметно для завербованного, шаг за шагом создают новую личность, внедряя новую систему верований.

Механизм вовлечения и удержания человека в сектантской группе в сущности является едиными для всех тоталитарных сект. Вновь приглашённого человека окружают заботой и вниманием так, чтобы он ощутил полную заинтересованность и понимание в разрешении волнующих его проблем. Для этого существует даже специальный термин «бомбардировка любовью» («love-bombing»). В результате этого навязывания любви у новичка возникает ощущение, что все ждали именно его, что его все любят, что он – избранный, и общаться с ним адептам культа очень и очень приятно.

Для вербовки последователей используются разнообразные методы психологического влияния (Чернышев В.М., 2006):

  1. Технология «Step by step» – небольшая уступка, на которую соглашается вербуемый, влечет за собой все более и более существенные уступки: « приходи к нам – проведи у нас выходные – останься еще на недельку – отдай нам свои деньги» .
  2. Адепты постоянно уверяют новичка, что любые его личные проблемы наилучшим образом можно решить принятием идеологии секты.
  3. Сила групповой динамики. Здесь имеют значение и количество, и личное обаяние, и обходительность членов общины, вступающих в личный контакт с посвященным. Немаловажное значение имеет сексуальность – часто к новичкам специально приставляются привлекательные представители противоположного пола.
  4. Отсутствие возможности протестовать или спорить: новичка постоянно пичкают все новой и новой информацией, занимают различными мероприятиями. Новичок не имеет возможности остаться наедине с собственными мыслями.
  5. Позитивное подкрепление: улыбки, вкусная пища, внимание и забота, уделяемые гостю общины и т.п.

Основная функция тоталитарной секты на первых этапах обработки члена группы состоит в том, что она удовлетворяет потребность человека в самоутверждении. Это происходит за счёт того, что секта выполняет два основных условия (Дворкин А.Л., 2002):

а) секта даёт человеку определённую сферу деятельности, позволяющую ему реализовать себя;

б) секта характеризуется наличием положительной обратной связи, то есть отчётливым проявлением общественного признания, выраженного окружающими членами секты на действия новичка, соответствующие ожиданиям руководителя секты.

В это время продолжается разрыв прежних социальных связей адепта, который завершается практически полностью: человек порывает с прежней работой, семьей, детьми и прежними увлечениями. Потребность в самостоятельном определении своей судьбы атрофируется. Адепт секты часто уже не может критически оценивать окружающую действительность. И даже в случае появления некоторых сомнений в религиозней доктрине (если их вносят члены семьи или другие люди), он ее отвергает как проявление сил дьявола, так как боится даже думать о самостоятельной жизни вне секты.

Потеря завербованным человеком собственной инициативы, своей индивидуальности, способности к волеизъявлению своего «Я» является важным условием успеха вовлечения в тоталитарные культы. У новичка постепенно формируются страх и чувство вины, вызывающиеся извлечением признаний (исповедей) под предлогом создания атмосферы единства и близости. Стремясь сделать доверие к секте максимальным, от новичка требуют исповеди, которая является переломным моментом жизни вновь пришедшего в секту, она является высшей степенью «кредита доверия». Отказаться от исповеди новый член секты боится, чтобы навсегда не потерять значимую для себя группу. Находясь под этим давлением, человек вынужден полностью раскрыться и поведать организации всю самую интимную (часто негативную) информацию о себе. Данные сведения используются для формирования зависимости, потому что в секте нет правила «тайны исповеди».

Удержанию в секте способствует и основное правило: «спасение» человека и его «вечная жизнь» ставятся в прямую зависимость от беспрекословного послушания руководству секты и выполнения диктуемых обязанностей. Лидеры секты, как правило, пользуются неограниченным авторитетом, их слова не подлежат сомнению. Для членов культа не существует свободы информации, дискуссий, действий.

Целью контроля сознания является изменение поведения, мышления и эмоций индивида. Разница в поведении вовлеченного в культ человека становится очевидной, когда в структуре его ценностных ориентаций произошли существенные изменения, для ликвидации которых необходимо затратить впоследствии значительные усилия.

Можно выделить три стадии в установлении контроля над сознанием, применяемых в секте «Свидетели Иеговы»:

  1. Размораживание. Психологическое растормаживание, доведение до состояния психологической аморфности и хаотического состояния сознания.
  2. Изменение. В результате применения техник контроля сознания человек отходит от своих прежних убеждений и принимает новые, навязанные сектантской группой.
  3. Замораживание (консервация новых стереотипов). В результате адепт постепенно отказывается от прежних, вне культовых социальных и родственных связей, приобщается к секте – «новой семье».

Нами было исследовано выявление закономерностей личностных особенностей человека с возможностью манипулирования его сознанием в тоталитарной секте «Свидетели Иеговы».

В выборке участвовали две группы, молодые люди в возрасте от 18-25 лет. В первой группе – участники нетрадиционной религиозной организации «Свидетели Иеговы», представители контрольной группы в тоталитарные организации не входили.

На основе проведенного исследования проанализировано влияние таких личностных особенностей, как низкая самооценка, чувство неполноценности, высокий уровень невротизации на возможность вовлечения в секту.

По результатам исследования можно выделить следующее:

  1. Завышенный уровень самооценки наблюдается у 1 (10%) человека контрольной группы, средний, нормативный уровень реалистической оценки своих возможностей у 9 (90%) человек контрольной группы и у 100% испытуемых экспериментальной группы – заниженный уровень самооценки.
  2. У 7 (70%) человек экспериментальной группы выявлен комплекс неполноценности. Испытуемые себя оценивали негативно, «зацикливались» на своих слабостях, недостатках, ошибках. В контрольной группе – средний, нормативный уровень у 100% испытуемых.
  3. У испытуемых экспериментальной группы уровень невротизации достоверно выше, что свидетельствует о выраженной эмоциональной возбудимости, в результате чего появляются негативные переживания; о безынициативности, которая формирует переживания, связанные с неудовлетворенностью желаний; об эгоцентрической личностной направленности, что приводит к ипохондрической фиксации на соматических ощущениях и личностных недостатках; о трудностях общения; о социальной робости и зависимости. Низкий уровень невротизации свидетельствует об эмоциональной устойчивости; о положительном фоне переживаний; об инициативности, о чувстве собственного достоинства; независимости; социальной смелости; о легкости в общении.

После вовлечения в секты их последователи становятся полностью зависимыми личностями, которые беззаветно преданы своим организациям и беспрекословно подчиняются введенным в них правилам и нормам. Ho при этом они отделяются от окружающего мира, не защищают интересы своего государства, не исполняют гражданские обязанности, не признают национальные и культурные народные традиции. Адепты культов также разрушают семейные отношения, если члены их семьи отвергают учение и деятельность культов.

Не зная механизмов осуществления контроля сознания в секте, люди часто лишь ухудшают отношения с близким, провоцируя разрыв и углубление индоктринации.

Необходима популярная литература, разъясняющая рядовому читателю деструктивную роль тоталитарных сект и предупреждающая об опасности участия в подобных организациях.

Литература

  1. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. 3-е изд. Нижний Новгород, 2002.;
  2. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Изд-во Эксмо, 2003.
  3. Лири Т., Стюарт М. Технологии изменения сознания в деструктивных культах / Под ред. И. Митрофановой; пер. с англ. «Janusbooks». СПб.: Экслибрис, 2002.
  4. Чернышев В.М. Сектоведение. Киев: Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2006.

Информация об авторах

Будыкин Сергей Владимирович, начальник отдела по организации приема, ответственный секретарь приемной комиссии, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения факультета «Дистанционное обучение», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0003-5226-1958, e-mail: moscow858@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2575
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 107
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1