Понимание того, в соответствии с какими механизмами и под влиянием каких факторов формируется аномальное сексуальное поведение, может быть важным по целому ряду причин. Знания о природе сексуальных девиаций могут и должны лежать в основе разработки методов их диагностики, профилактики и терапии.
Проблема педофилии, по сравнению с другими парафилиями, стоит в наше время наиболее остро. Отрасли детской и возрастной психологии, активно развивающиеся на протяжении последнего века, показали, насколько для общества важно психическое здоровье ребенка, обеспечить которое можно лишь оградив его от травмирующих ситуаций, в том числе и связанных с сексуальным злоупотреблением, зачастую исключающих возможность гармоничного психосексуального формирования личности. Несмотря на это, в настоящий момент нельзя говорить о достаточной эффективности методов диагностики и профилактики педофилии, а возможность ее лечения оспаривается целым рядом исследователей.
Одна из причин неразработанности этой стороны проблемы сексуального злоупотребления детьми заключается в том, что до сих пор не существует единых, общепринятых представлений о педофилии.
Еще одним серьезным недостатком является то, что нет никакой возможности судить об истинной распространенности этой девиации. Также практически нет информации о людях с расстройством сексуального предпочтения в форме педофилии, никогда не совершавших преступления против детей, хотя существование такой категории педофилов, по мнению многих авторов, не вызывает сомнений.
Последний базовый вопрос, связанный с обсуждаемым сексуальным отклонением, – вопрос о характерных для педофилов личностных чертах и особенностях, так как разработка этой проблемы может много дать для понимания механизмов и факторов развития педофилии. Но на него также нет однозначного ответа. Так, например, некоторые западные исследователи (Okami P., Goldberg A., 1992) считают, что какие-либо личностные черты не могут являться достоверными индикаторами педофилии. Но отечественные (Н.А. Радченко, Н.В. Дворянчиков, 2003) и украинские (Дышлевой А.Ю., 2001) исследования показали, что для людей с расстройством сексуального влечения в форме педофилии характерны выраженная феминность, нарушения фазности полового развития и искажения половозрастного самосознания, нарушения в сфере межличностной коммуникации, склонность к идентификации с сексуальным партнером (ребенком). Н.А. Радченко и Н.В. Дворянчиков (2003), на основании полученных ими данных, предположили, что у их испытуемых наблюдается преобладание нарушений когнитивной составляющей полового самосознания.
Эти особенности педофилов являются одним из подтверждений того, что «педофилия – это расстройство, формирующееся с ранних лет» (Abel G., Harlow N., 2001), и истоки его следует искать в раннем детстве. Это подтверждается и статистическими данными, согласно которым возраст 3.6% правонарушителей, совершавших акты сексуального насилия в отношении детей, находился в диапазоне от 7 до 11 лет (Shyder H., 2000).
Существует две наиболее разработанные и систематизированные концепции формирования парафилий, одна из которых появилась в рамках психоанализа, а другая – на основе разработок теории научения. Согласно обеим концепциям, педофилия развивается из сохранившихся во взрослой личности элементов инфантильной сексуальности. Но если психоанализ в качестве механизмов сохранения этих элементов называет процессы фиксации и регрессии, то теория научения преимущественно говорит о роли импринтинга.
По мнению К. Имелинского (1986) в формировании девиантных форм сексуального поведения всегда участвует совокупность биогенных, психогенных и социогенных факторов, взаимодействие которых приводит в действие ошибочную установку, ведущую к появлению девиации, причем в основе ее лежат биофизиологические факторы, в то время как социокультурные выполняют функцию модулирования проявлений сексуальности. Также он предполагает существование защитных механизмов, блокирующих сексуальность при контакте взрослого с ребенком, и, таким образом, осуществление сексуальных посягательств в отношении детей возможно только при нарушениях в функционировании этих механизмов.
В данной работе социально-психологические факторы, предполагаемо влияющие на появление в сексуальности девиантных тенденций и влечения к детям, были разделены на три категории: факторы воспитания и внутрисемейных отношений; факторы межличностных неродственных отношений; психогенно травмирующие ситуации. В рамках первой категории были выделены следующие факторы: воспитание в условиях неполной семьи (как правило, отсутствие отца); отсутствие эмоциональной близости с членами семьи, приводящее к эмоциональной депривации; конфликтные отношения в семье; воспитание в условиях гиперопеки (как правило, со стороны матери).
В сфере межличностных неродственных отношений педофилов в детском и подростковом возрасте присутствовали такие особенности, как отсутствие устойчивых контактов со сверстниками, трудности коммуникации, предпочтение общения с лицами младшего возраста.
На основании этого можно предположить, что расстройство сексуального влечения в форме педофилии начинает формироваться или до того, как ребенок переходит к фазе «вторичных мотивационных систем» (основывающейся на научении вне семьи), или на ранних ее стадиях. К моменту начала активного взаимодействия с социумом вне родственных связей, в поведении ребенка уже могут проявляться признаки аномального сексуального поведения.
К категории психогенно травмирующих ситуаций, способных повлиять на формирование педофилии, были отнесены потеря одного из родителей и сексуальное насилие. Существует концепция «victim-to-victimiscer», определяющая сексуальное насилие в детстве как основной предопределяющий фактор возникновения аномального сексуального поведения. Также существуют предположения о преемственности аномального сексуального поведения у лиц, подвергшихся сексуальным притязаниям в детстве. Согласно некоторым исследованиям (Дерягин Г.Б., 2006), до 93% преступников, осужденных за развратные действия в отношении несовершеннолетних, в детстве подвергались сексуальному злоупотреблению.
Таким образом, о процессе формирования расстройства сексуального влечения в форме педофилии можно сделать следующие выводы: он берет свое начало в период раннего детства; решающее влияние на формирование педофилии оказывают факторы внутрисемейных отношений, определяющие нарушения в эмоциональной сфере; для появления аномального сексуального поведения в форме педофилии должны быть нарушены защитные механизмы, препятствующие сексуальным контактам взрослых с детьми; развитие педофилии сопровождается и обуславливается рядом психосексуальных нарушений. Также можно предположить, что развитие парафилии у лиц с расстройством сексуального влечения в форме педофилии, никогда не совершавших правонарушений, возможно, происходит на основе совершенно иных механизмов и, что более вероятно, под воздействием других факторов, потому что в этом случае устойчивое девиантное сексуальное влечение формируется при отсутствии нарушений, или даже напротив, усилении защитных механизмов, препятствующих сексуальным контактам с детьми.