Проблема детерминант выбора объекта сексуального влечения и отношения к нему при аномальном сексуальном поведении, нередко сводится к предположению о существовании специфических нарушений и искажений эмоционального восприятия партнера (Дворянчиков, Ениколопов, Ильенко, 2003). В ряде исследований отмечается дефицитарность эмпатической способности, социальных навыков, наличие когнитивных нарушений (Ward, Keenan, Hudson, 2000). В тоже время, довольно мало исследований посвящено изучению эмоционального дефицита у сексуальных преступников, при том, что, большинство теорий этиологии аномального сексуального поведения включает эмоциональный компонент (Kirsch, Becker, 2007).
Проведенные исследования по указанной проблеме обнаруживают ряд противоречий. Исследования когнитивного и аффективного компонентов эмоциональной сферы при аномалиях сексуального поведения показывают, что у лиц с расстройствами сексуального предпочтения снижена способность к идентификации эмоций, наблюдаются нарушения эмпатии. Однако, имеются и противоречащие вышеуказанным данные, говорящие о том, что при сексуальном садизме правонарушители могут обладать даже большей способностью к распознаванию эмоций или испытывать сильную эмоциональную привязанность к своим жертвам (Fox, Levin, 2005).
Разрешение противоречий, по мнению, современных авторов кроется в точном теоретическом и практическом построении исследований, направленных на понимание механизмов аномального сексуального поведения, на проверку теорий этиологии подобных расстройств, особое внимание в которых (в силу малой изученности) следует уделить роли эмпатии в поведении (Kirsch, Becker, 2007).
Целью планируемого диссертационного исследования стало выявление отношений между характерными для аномального сексуального поведения нарушениями (спецификой восприятия объекта влечения, характером влечения), особенностями поведения при совершении преступления и спецификой восприятия и понимания эмоциогенных стимулов. А также дальнейшее определение значимости выявленных связей для решения экспертных и дифференциально-диагностических задач.
Предполагается, что в исследовании примут участие три группы испытуемых: основная (лица с расстройством сексуального предпочтения в виде педофилии, совершившие противоправные действия в отношении несовершеннолетних) и две контрольных (лица без расстройств влечения, совершившие противоправные действия в отношении несовершеннолетних и не совершавшие противоправных действий).
Для достижения цели эксперимента предполагается использовать:
(1) результаты комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы;
(2) Методику на распознавание эмоций по мимической экспрессии (А.И. Тоом, Н.С. Курек) для оценки способности испытуемых к распознаванию эмоций другого человека, а также (3) ее модифицированный вариант для оценки той же способности в условиях, когда задание предлагается в невербальной форме;
(4) Методику на эмоциональный словарь (Н.Г. Гаранян) и (5) полупроективный тест на эмоциональный словарь (Г. Кристалл, А.Б. Холмогорова), направленные на оценку словарного запаса для описания эмоций;
(6) Торонтскую шкалу алекситимии, TAS (Tailor G.J. et al., адаптация Д.Б. Ересько, Г.Л. Исуриной и соавт.), направленную на оценку способности к осознанию и вербализации собственных эмоций;
(7) Модифицированную методику определения понятий (А.Б. Холмогорова) с введением дополнительной инструкции на определение понятий для ребенка, для изучения способности к смене позиции; (8) Модификацию теста Розенцвейга для оценки способности к смене позиции при выполнении задания в невербальной форме;
(9) Проективную методику на диагностику эмпатии (Е.В. Шерягина); Тест эмпатийного потенциала личности (И.М. Юсупов).
Научная новизна такого исследования заключается в возможности систематизировать полученные ранее сексологические и клинико-психологические данные о межличностном взаимодействии при аномальном сексуальном поведении, уточнить факторы возникновения подобных расстройств и их связь со способностью регулировать свои действия в момент совершения преступления. Возможность использования полученных результатов для решения экспертных задач и задач дифференциальной диагностики обусловливает практическую значимость данной работы. Теоретическая значимость работы заключается в выявлении роли изучаемых механизмов в реализации аномального сексуального поведения, в обосновании их значимости для нормального развития, в уточнении их роли в развитии личности.