Сравнительный анализ гомо- и гетеросексуальных ООД, совершенных несовершеннолетними в группе

34

Общая информация

Рубрика издания: Психология девиантного и криминального поведения

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Дьякова И.В., Булыгина В.Г. Сравнительный анализ гомо- и гетеросексуальных ООД, совершенных несовершеннолетними в группе // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

Групповые сексуальные правонарушения, совершенные подростками с гомо- или гетеро объектом, приобретают все большую распространенность в последние годы. Их реализацию отличает особый цинизм и жестокость, а также «модная» тенденция иметь «крутое» видео сцен агрессии (с их слов, лучше сексуальной). Более уверенно в среде сверстников подросток себя чувствует, если он сам – участник подобного видео. То есть агрессия, в том числе сексуальная, становится в настоящее время способом социализации определенной когорты подростков.

Полный текст

Групповые сексуальные правонарушения, совершенные подростками с гомо- или гетеро объектом, приобретают все большую распространенность в последние годы. Их реализацию отличает особый цинизм и жестокость, а также «модная» тенденция иметь «крутое» видео сцен агрессии (с их слов, лучше сексуальной). Более уверенно в среде сверстников подросток себя чувствует, если он сам – участник подобного видео. То есть агрессия, в том числе сексуальная, становится в настоящее время способом социализации определенной когорты подростков.

Судебное психолого-сексолого-психиатрическое обследование на базе СККПБ №1 за период 2007-2008 гг. прошли 23 несовершеннолетних, средний возраст которых составил 15,5 лет, в 74% случаев был выставлен диагноз органическое психическое расстройство. Из них 17 выбрали гетеро-объект сексуального насилия, а 6 – гомо.

Во всех случаях потерпевшие и насильники практически не имели разницы в возрасте, многие были знакомы и учились в одной школе или проживали на одной территории. Потерпевшие, как правило, не пользовались авторитетом в среде сверстников, подвергались систематическим насмешкам по причине гиперопеки со стороны родных, либо воспитания в неблагоприятных материально-бытовых условиях. В большинстве случаев непосредственно перед правонарушением подростки принимали алкогольные напитки (чаще в случае насилия над гетеро-объектом).

В когорте подростков, совершивших групповые сексуальное насилие в отношении гетеро-объекта, лидеры во всех случаях являлись инициаторами совершения преступления. Они склоняли остальных членов группы совершать агрессивные сексуальные действия, либо насмехаясь над неопытностью другого, либо мотивируя иметь «крутое» видео. Участники групп, являющиеся «ведомыми», сообщили, что совершили преступление «из любопытства» и из-за желания получить уважение в референтной группе подростков, став участником «sex-видео». В 30% случаев отмечали, что в процессе наблюдения за сексуальным насилием, осуществляемым приятелями, они ощутили сексуальное желание, которое решили реализовать. В 23% случаев подростки, занимающие лидирующие позиции и 23% подчиненных сообщили, что испытывали жалость к потерпевшей, но «сексуальное желание было сильней». В отношении жертвы в большинстве случаев реализовывали вагинальный контакт. Все подэкспертные, независимо от их диспозиции в группе, испытали оргастическую разрядку в момент деликта.

В большинстве случаев насильственных сексуальных действий, совершенных подростками против гомо-объекта, имел место оральный контакт. Объяснения своих действий подэкспертные давали, используя в большинстве случаев понятия, принятые к обороту в криминальной среде – «опустить», «отвечать за свои слова» и пр.

Во всех случаях подростки, занимающие лидирующие позиции в группе, являлись инициаторами сексуального насилия в отношении сверстника. Среди средств принуждения остальных членов группы наиболее часто встречались угрозы высмеять и унизить (в том числе сексуально), мотивация «наказать обидчика» и тем самым приобрести вес среди других участников группы. «Ведомые» сообщали, что стали участниками группового сексуального насилия в большинстве случаев, боясь физических притеснений, унижений (в том числе сексуальных) и насмешек со стороны сверстников. Кроме того, своими мотивами назвали любопытство, желание иметь «крутое» видео и возникшее в процессе сексуальных действий других сексуальное желание.

Все лидеры этой группы категорически заявляли, что не испытывали жалости к потерпевшим, что те «заслужили» подобное обращение. Напротив, правонарушители, занимающие подчиненное положение в группе, сообщали, что им было жаль потерпевшего, но остановить действия других они не могли, т.к. страх перед «одногруппниками» был сильнее. «Лидеры» сообщали, что в процессе насильственных сексуальных действий получили оргастическую разрядку. Большинство же «ведомых» вспоминают, что имели неустойчивую эрекцию, и только одному их них удалось в процессе сексуального насилия добиться эякуляции.

Таким образом, существуют различия в групповой динамике совершения групповых насильственных сексуальных ООД при выборе гомо или гетеро-объекта, что требует дальнейшего дифференцированного анализа структуры полоролевого самосознания в зависимости от ролевой позиции в группе.

Информация об авторах

Дьякова Инна Владимировна, психиатр-эксперт Ставропольской клинической психиатрической больницы №1, Краснодар, Россия

Булыгина Вера Геннадьевна, доктор психологических наук, профессор, руководитель лаборатории психогигиены и психопрофилактики, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБУ «НМИЦ ПН имени В.П. Сербского» Минздрава России), профессор кафедры клинической и судебной психологии, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5584-1251, e-mail: ver210@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1578
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 34
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1