Анализ поведения жертвы в системе «Преступник – ситуация – жертва» на примере сексуальных преступлений в отношении несовершеннолетних

48

Общая информация

Рубрика издания: Психология девиантного и криминального поведения

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Колесникович Я.А. Анализ поведения жертвы в системе «Преступник – ситуация – жертва» на примере сексуальных преступлений в отношении несовершеннолетних // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

Ситуация преступления – это изменяющаяся система, элементы которой взаимодействуют друг с другом и изменяются. Внутри этой системы выделяются три элемента: преступник, жертва, ситуация (Васильев, Мамайчук, 1993; Мамайчук, 1995). Мы рассмотрим эту систему на примере сексуальных преступлений в отношении несовершеннолетних.

Полный текст

Ситуация преступления – это изменяющаяся система, элементы которой взаимодействуют друг с другом и изменяются. Внутри этой системы выделяются три элемента: преступник, жертва, ситуация (Васильев, Мамайчук, 1993; Мамайчук, 1995). Мы рассмотрим эту систему на примере сексуальных преступлений в отношении несовершеннолетних.

Нами было обследовано 73 ребенка, которые были признаны потерпевшими от половых преступлений и направлялись на КСППЭ и СПЭ в рамках уголовного дела, и проанализированы 73 уголовных дела. Из всех детей 36 (7 мальчиков и 29 девочек) были малолетними (от 10 до 14 лет) – первая группа; 37 (4 мальчика и 33 девочки) – несовершеннолетними (от 14 до 18 лет) – вторая группа. Мы анализировали тип поведения жертвы (Морозова, 2005), характер угроз насильника и стратегию его поведения. Доля виктимного поведения в каждой группе – 94,4% и 94,6% соответственно.

Насильник использует угрозы для того, чтобы добиться желаемого от жертвы, а также для того, чтобы сокрыть факт самого преступления.

В первой группе преобладает пассивно-подчиняемый тип поведения (58,3% испытуемых). В ситуации насилия дети находились с насильником наедине, преобладали угрозы причинения вреда здоровью самому ребенку и близким ему людям. Доминирует чувство страха. Наряду с этим в ситуации деликта мог не присутствовать элемент насилия как такового: в этом случае ситуация строилась насильником на любопытстве и доверчивости ребенка.

У 25% детей этой группы отмечается неустойчивый тип поведения. Поведение насильника в этом случае также непоследовательно, угрозы звучат после того, как ребенок пытается оказать сопротивление, они не столь агрессивны, как в случае пассивно-подчиняемого поведения. В этой ситуации встречается угроза лишения любви и заботы, чаще всего – в ситуации инцеста.

Псевдопровоцирующий тип – 5,6%. В большинстве случаев в этой ситуации оказываются безнадзорные дети, которые подходят к насильнику, чтобы получить какое-то вознаграждение (игрушки, сладости и др.) Активно-оборонительный тип поведения (т.е. не виктимное поведение) – 5,6%, столько же детей оговорили обвиняемых.

Во второй группе также отмечается преобладание пассивно-подчиняемого типа поведения (48,6%). Угрозы причинения вреда применяются насильниками и в этой группе, но они чаще, чем в первой группе заканчивались физическим насилием. Здесь появляется новый тип угроз – угроза лишить подростка уважения референтной группы. Но этот тип угроз был направлен, в основном, на сокрытие произошедшего.

Увеличивается доля псевдопровоцирующего типа поведения (32,4%). В таких ситуациях чаще всего оказываются подростки с девиантным и делинквентным поведением. Их нахождение в компании более старших людей, употребление спиртного и др. нередко воспринимается насильниками как молчаливое согласие. Каких-либо угроз здесь практически не встречается. Неустойчивый тип поведения в этой группе демонстрируют 10,8% испытуемых. Доля активно-оборонительного поведения остается примерно на том же уровне (5,4%).

Анализ ситуации преступления невозможен без исследования всех ее элементов. Только в совокупности они могут помочь восстановить картину произошедшего, объяснить причины тех или иных поступков как преступника, так и жертвы.

Литература

  1. Васильев В.Л., Мамайчук И.И. Анализ личности несовершеннолетних жертв половых преступлений. // Вопросы психологии, 1993, № 1.
  2. Мамайчук И.И. Психологические механизмы виктимного поведения жертв половых преступлений. // Сб. Теоретические и практические вопросы психологии. СПб., 1995.
  3. Морозова Н.Б. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза потерпевших // Медицинская и судебная психология. Курс лекций: Учебное пособие / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. 2-е изд., испр. М., 2005.

Информация об авторах

Колесникович Яна Андреевна, медицинский психолог отделения амбулаторных судебно-психиатрических экспертиз Вологодской областной психиатрической больницы, Вологда, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2100
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 48
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0