Одно из направлений применения психологических знаний в практике правоохранительных органов связано с разработкой психологического портрета неизвестного преступника.
Изучение теоретических и прикладных аспектов данной проблемы в течение последнего десятилетия проводилось в ряде исследований в области криминологии, криминалистики и юридической психологии (Тележникова, 1999; Миронов, 2001; Бегунова, 2002; Анфиногенов, 2002; Конышева, 2005). В рамках этих работ были сформулированы концептуальные и методические подходы к созданию портрета, предложен алгоритм портретирования – психологического анализа криминалистических характеристик события преступления, определен перечень устанавливаемых для портрета имеющих поисковое значение признаков личности преступника, описаны этапы психологического анализа материалов уголовных и оперативно-поисковых дел по фактам нераскрытых преступлений и содержание структуры психологического портрета. Практическую апробацию метод психологического портретирования получил, в основном, при раскрытии серийных сексуальных преступлений.
Однако на сегодняшний день использование данного метода в России вызывает определенные трудности. Одна из них заключается в том, что криминалистическая характеристика преступлений как исходная информационная база для расследования преступления непосредственно не выводит на психологические особенности преступника и его поисковые признаки (Исаенко, 2005; Ворошилова, 2008). Между объективной реальностью события преступления и субъективной реальностью личности преступника нет прямой причинно-следственной связи.
Успешность деятельности по психологическому портретированию неизвестного преступника во многом определяется знанием характера опосредованного влияния личностных факторов на формирование мотивации и механизма криминального поведения. Поэтому создание розыскного психологического портрета неизвестного преступника, совершившего конкретное противоправное деяние, должно базироваться на представлении о типовом психологическом портрете такого рода правонарушителя (Малыхина, 2005). Разработка данного портрета имеет важное значение для решения задач, связанных с определением комплекса криминалистически значимых личностных (в том числе и психологических) особенностей преступника; выявлением устойчивых связей между его психологическими качествами и спецификой криминальной деятельности; выделением разных типов преступников, психологические параметры личности которых определенным образом проявляются в криминалистической характеристике преступления.
С учетом выше сказанного, одна из перспектив совершенствования научно-методического обеспечения раскрытия серийных преступлений на сексуальной почве связана с необходимостью изучения существующих в отечественной практике раскрытых уголовных дел по данному виду преступления и проведения на его основе систематизации знаний о личностных и поведенческих особенностях серийных сексуальных преступников. Данный подход позволит соотнести известные психологические особенности лиц, совершивших преступления, с криминалистическими характеристиками преступления, а также проанализировать влияние различных факторов на формирование личности и криминального поведения правонарушителя.
В проведенном нами исследовании проводилось ретроспективное изучение личностных и поведенческих особенностей серийных сексуальных убийц посредством психологического анализа архивных материалов раскрытых уголовных дел и приобщенной к ним документации (характеристики, истории болезни, медицинские карты, заключения судебных экспертиз), проводимого на базе архивов судов Москвы и Московской области, а также проводимого на базе архивов судов Москвы и Московской области, а также архива ГНЦ им. В.Н. Сербского. Были исследованы материалы по 50 лицам, совершившим серийные сексуальные убийства в период с 1968 по 2003 гг.
Для унификации сбора информации из материалов уголовных дел и упрощения последующего анализа собранных данных была разработана специальная анкета, содержащая параметры личности преступника, а также характеристики его деятельности в докриминальный, криминальный и посткриминальный периоды, которые были сгруппированы по нескольким блокам:
-
условия формирования личности и докриминальная деятельность преступника (биопсихические свойства преступника; мотивационная направленность; психохарактерологические качества; особенности формирования сексуальной сферы; особенности его социализации и дезадаптации в отношениях с женщинами, семейной, учебной, профессиональной среде; проявления противоправного и девиантного поведения);
-
особенности криминальной и посткриминальной деятельности преступника (характеристики жертвы, способы взаимодействия с нею, типичные места и механизм совершения преступления, проявления девиантного сексуального поведения; мотивы убийства; способы противодействия расследованию, особенности обнаружения преступника).
При систематизации свойств личности преступника мы опирались на параметры, предложенные Анфиногеновым А.И. (2002) как в качестве психологических единиц организации и функционирования личности, так и в качестве рабочих элементов при разработке психологического портрета.
Одна из задач нашего исследования заключалась в выявлении устойчивых связей между особенностями личности преступника и характеристиками его криминального поведения, проявляющегося в материальных и нематериальных следах преступления.
С этой целью полученные в ходе исследования данные подвергались статистической обработке посредством корреляционного анализа с использованием рангового коэффициента корреляции Спирмена, осуществляемой при помощи системы STATISTIKA 6,0.
.Корреляционный анализ выявил существование достоверных связей между определенными личностными параметрами сексуального убийцы и характеристиками его преступной деятельности. Наибольшее число данных связей было обнаружено при изучении биопсихические, психосексуальные, социально-психологические качеств. Эти личностные составляющие оказывают определяющее влияние на формирование мотивации и механизма криминального поведения серийных сексуальных убийц, поэтому в качестве обязательных элементов должны быть включены в структуру типового психологического портрета.
В ряде случаев значимые корреляционные связи были получены между показателями криминальной деятельности серийных сексуальных убийц и проявлениями у них в различных сферах обыденной жизни социальной дезадаптации. Таким образом, типовой психологический портрет должен включать в качестве поведенческого индикатора криминальной личностной деформации преступника описание возможных признаков его социальной дезадаптации (в семье, в профессиональной среде, в межличностном общении, в отношениях с противоположным полом).
Изучение характера и специфики полученных в ходе анализа результатов связей между особенностями личности и показателями криминальной деятельности указывает на психологическую неоднородность популяции преступников, совершающих серийные убийства на сексуальной почве. Дополнительно проведенный кластерный анализ полученных нами в исследовании данных позволил выявить среди преступников изучаемой категории несколько типов, качественно различающихся по динамике формирования криминальной направленности личности, особенностям мотивационной сферы и механизмам реализации криминального поведения. Систематизация сведений и создание обобщенного психологического портрета по каждому типу преступника является перспективой наших дальнейших исследований.