Необходимым этапом экспертного психологического исследования является психологический анализ криминальной ситуации и поведения в ней подэкспертного. В наиболее общем виде под ситуацией понимается естественный сегмент социальной жизни, определяющийся вовлеченными в нее людьми, местом действия, сущностью деятельности и др. (Бурлачук, Коржова, 1998). Такое общее определение нуждается в операционализации. Однако до настоящего времени отсутствует единство в понимании этой проблемы. В определенной степени причиной разногласий в определении понятия «ситуация» явилось различие в подходах к ее изучению. Этой категорией оперируют интеракционизм, теория социального научения, психология среды, социальная психология, психология обучения, и наконец, юридическая психология.
Неразработанность понятия «ситуация» в полной мере нашла отражение и юридической психологии. В психолого-правовой литературе используется несколько близких по смыслу понятий. Криминальная ситуация – ситуация, в рамках которой совершаются действия, связанные с нарушением правовых норм. Криминогенная ситуация – жизненная ситуация, которая, в силу своего фактического содержания, способствует совершению преступления (Антонян, 1973). Л.В. Франк (1978) выделял еще и некую «протоситуацию», в рамках которой преступник и потерпевший взаимодействуют в соответствии с собственным образом этой «протоситуации». Причем трактовка этих понятий и представления об их соотношении в научной литературе неоднозначны. Некоторые авторы рассматривают их как отдельные стадии единого процесса. Другие (например, Рыбальская, 1980) рассматривают криминогенную ситуацию как процесс конфликтного межличностного взаимодействия преступника и потерпевшего, имеющий ряд стадий, последняя из которых является уже собственно криминальной ситуацией.
Еще один спорный момент, требующий решения в рамках рассматриваемой проблематики. Криминальная ситуация рассматривается в криминально-психологических и виктимологических научных исследованиях как межличностное взаимодействие с его специфическими особенностями и закономерностями. Необходимым условием ее существования и динамики выступает взаимообусловленность действий преступника и жертвы. Однако психологический анализ ситуации возможен только с позиций определённого субъекта. Действия другого выступают для него как внешние, независящие от него обстоятельства. Причем после отреагирования субъекта ситуация изменяется. И для другого субъекта объективно существует уже совершенно иная ситуация. В то же время особенности субъективной интерпретации с необходимостью должны быть включены в психологический анализ криминальной ситуации.
И последнее. В силу своей специфики криминальная ситуация требует качественного анализа. Так, по сравнению с ситуациями физического насилия, ситуация сексуального насилия обладает рядом специфических признаков (Михайлова, 2000). Ее создание и развитие требует выполнения дополнительных условий, что сужает вероятность случайных совпадений, повышая роль активности субъекта и в организации взаимодействия с жертвой, и в создании условий, допускающих возможность сексуального насилия.