О временной перспективе у подростков с девиантным поведением
Общая информация
Рубрика издания: Психология девиантного и криминального поведения
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Ясная В.А. О временной перспективе у подростков с девиантным поведением // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».
Фрагмент статьи
Временная перспектива, рассматриваемая нами в русле подхода Ф. Зимбардо (Zimbardo, 1999), – это точка на временном континууме «прошлое-настоящее-будущее», в которой ощущает себя индивид, и на основе этого ощущения он строит свою деятельность. Существует 5 временных ориентаций: «Негативное прошлое» – отрицательное, пессимистичное отношение к прошлому; «Позитивное прошлое» – сентиментальное отношение к прошлому; «Гедонистическое настоящее» – стремление к удовольствию в настоящем без учета последствий для будущего; «Фаталистическое настоящее» – ощущение безнадежности, беспомощности и невозможности что-либо изменить и «Будущее» – ориентация на цели и вознаграждения, которые человек ожидает получить в будущем.
Полный текст
Временная перспектива, рассматриваемая нами в русле подхода Ф. Зимбардо (Zimbardo, 1999), – это точка на временном континууме «прошлое-настоящее-будущее», в которой ощущает себя индивид, и на основе этого ощущения он строит свою деятельность. Существует 5 временных ориентаций: «Негативное прошлое» – отрицательное, пессимистичное отношение к прошлому; «Позитивное прошлое» – сентиментальное отношение к прошлому; «Гедонистическое настоящее» – стремление к удовольствию в настоящем без учета последствий для будущего; «Фаталистическое настоящее» – ощущение безнадежности, беспомощности и невозможности что-либо изменить и «Будущее» – ориентация на цели и вознаграждения, которые человек ожидает получить в будущем.
Существенная проблема, касающаяся девиантного поведения, – это реабилитация подростков, носящих ярлык «девиантный», т.е. учащихся в специальных школах, стоящих на учете в КДН и т.д. Как выясняется в ходе бесед с подростками, многие из них имеют социально одобряемые цели, однако в большинстве случаев на самом деле не знают, как добиться желаемого. Сокращая разрыв между представлениями подростка о желаемом и о способах его достижения, мы можем корректировать отклоняющееся поведение и предоставить подростку возможности для просоциальной самореализации. В свете сказанного, изучение временной перспективы девиантных подростков представляется важной теоретической и практической задачей.
В качестве дополнительного параметра мы исследовали идентичность девиантных подростков, т.к. она тесно связана с временной перспективой и включает в себя временной аспект.
Мы предположили, что девиантные подростки больше, чем обычные школьники, склонны «застревать» в психологическом настоящем и негативном прошлом, и имеют сокращенную, неструктурированную и менее реалистичную и дифференцированную перспективу будущего. В идентичности таких подростков также должна присутствовать неструктрурированность, недифференцированность и асоциальные маркеры.
Методики исследования. 1) Опросник временной перспективы Зимбардо в адаптации А.Сырцовой (Zimbardo, Boyd, 1999; Сырцова, 2008); 2) авторская модификация методики «круги Коттла» (Cottle, 1976); 3) авторский модифицированный вариант незаконченных предложений для оценки идентичности.
Испытуемые. 1) Ученики закрытой специальной школы №11 «Шанс» (N=29) и специальной общеобразовательной школы №3 для детей с девиантным поведением (N=31), средний возраст 14,9 лет, 43 мальчика, 17 девочек (первая выборка). 2) Ученики гимназий, лицеев и частной школы (N=43) и студенты 1-го курса экономического факультета (N=46), средний возраст 16 лет, 44 мужского пола и 43 женского, для двоих пол не указан (вторая выборка). Незаконченные предложения и круги Коттла предъявлялись только школьникам из обеих выборок.
Результаты. Выявились различия в уровне негативного прошлого между нормативной выборкой и девиантными подростками, но уровни ориентации на будущее и гедонистическое настоящее не различались. Но в ходе интервью по методике Коттла оказалось, что у девиантных подростков хуже развита способность к планированию: они не могут описать конкретные шаги, необходимые для достижения цели. Кроме того, у большинства подростков мы обнаружили несоответствие перспектив ближайшего (несколько дней, недель, месяцев) и более отдаленного (1-2 года) будущего. Они имеют социально одобряемые «планы» на 1-2 года (сдать экзамены, поступить в колледж, учиться, пойти работать), но в самое ближайшее время собираются весело проводить время в компании, не намерены чаще посещать школу, делать уроки и т.п. Отмечается больший разрыв между настоящим и будущим по сравнению с контрольной группой. Представления о прошлом, настоящем и будущем, как и предполагалось, у них оказались менее дифференцированы, структурированы и реалистичны. Значимо чаще встречались асоциальные актуальные и возможные Я, а представления о себе были менее осознанны и дифференцированны. Чаще встречались агрессивные ответы, страхи асоциального будущего и ответы по типу отрицания («я ничего не боюсь»).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1579
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 33
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2