Речевое поведение является одним из важнейших объектов исследования в психологии. Психические заболевания предоставляют обширный материл для семантического исследования. Не исключение составляют исследования в клинике аномального сексуального поведения. Лежащие в основе аномального сексуального поведения специфические психопатологические, психологические, биологические механизмы неизбежно отражаются в особенностях речи. В отечественной психиатрии представлены исследования семантики лиц с аномальным сексуальным поведением (Ткаченко, Ан, 2008). Были выделены и проанализированы речевые высказывания, описывающие состояние в период реализации ими парафильных побуждений. Проводились психологические исследования структуры полового самосознания с помощью модифицированных вариантов семантического дифференциала (Ткаченко, Введенский, Дворянчиков, 2001).
Одним из психологических методов исследования индивидуальной семантики субъекта является текстовая методика (ТМ), предложенная М.В. Новиковой-Грунд (2006).
В вербальном творчестве каждого человека отражаются его базовые смыслы. Эти базовые смыслы выражаются в ряде конкретных синтаксических конструкций, неизменно повторяющихся в его текстах, и системно дублируются семантическими повторами. Из этого следует, что если у некоторых людей наблюдаются сходные базовые смыслы, то в процессе вербального творчества эти люди должны системно использовать одни и те же конструкции, причем синтаксическая и семантическая специфика текстов таких людей должна отчетливо противопоставлять их текстам людей с другими базовыми смыслами. И если высказанное утверждение верно, то нет ничего удивительного в том, что наблюдается структурное сходство между текстами, написанными в разное время различными людьми, у которых совпадают базовые смыслы.
В конфликте, прямо или косвенно задающем структуру текста в текстовой методике, выявляются одни и те же составляющие – экзистенциальные проблемы смерти, одиночества, свободы и идентичности.
Субъекту предлагается написать небольшой связный текст на специально выбранную тему, а сама тема формулируется по нескольким правилам. После этого, человеку предлагается представить своего антипода, и написать текст на ту же самую тему от лица антипода. Создавая образ своего антипода, автор обращается к собственному опыту и к собственным представлениям о себе и выбирает наиболее значимые собственные черты. Таким образом, в ТМ содержится провокация к представлению об образе другого, как о подобном мне.
Использование текстовой методики для исследования лиц, совершивших сексуальные деликты, представляется актуальным. В качестве ключевых объектов исследования с помощью ТМ выбираются образ Я, образ другого и их взаимодействие в картине мира и место деликта в этой картине мира. С высокой степенью достоверности можно выделить сюжетные схемы, характерные для рассказов лиц с разными вариантами парафилий или лиц, совершивших сексуальные деликты, но без диагностированной парафилии. Можно получить информацию о том, как во внутренней картине отражены базовые смыслы: невозможность принять прошлое, настоящее или будущее, или восприятие себя как пассивной фигуры, которой манипулируют другие люди, или ощущение своего несуществования, или представление о себе только как о части группы, или уверенность в том, что другие люди вообще не существуют, или переживание себя отделенным от других, или чувствование угрозы, исходящей изнутри или снаружи.