Повышение эффективности деятельности правоохранительных органов требует совершенствования деятельности и судебных психологов, что в частности находит свое выражение в совершенствовании уже имеющихся и в развитии новых видов судебно-психологических экспертиз. Известно, что объектом этого вида экспертизы является психика человека, а к числу материализованных источников информации о психической деятельности подэкспертного могут относиться вещественные доказательства, в том числе протоколы следственных действий с применением видеозаписи. Анализ видеозаписи, в свою очередь, может дать дополнительную информацию для судебного психолога о личности подэкспертного, его эмоциональном состоянии в момент проведения следственных действий. Помимо этого, анализ видеозаписи может быть использован судебным психологом для идентификации эмоциональных состояний подэкспертного, влияющих на способность последнего давать правильные показания по интересующим следствие событиям.
В практической деятельности нами неоднократно был использован метод анализа видеозаписи следственных действий с подэкспертным при проведении психологических и комплексных психолого-психиатрических экспертиз по уголовным делам. Как правило, необходимость использования этого метода возникала, когда у следователей появлялись сомнения в способности лица давать правильные показания в том случае, если он менял свои показания в ходе следствия, либо тогда, когда следственные мероприятия с применением видеозаписи являлись значимыми для следствия источниками доказательства по делу (например, в случае смерти лица, давшего показания). На разрешение эксперта-психолога следствием ставились вопросы о способности подэкспертного давать правильные показания с учетом его индивидуально-личностных особенностей в момент дачи показаний с применением видеозаписи, о наличие (отсутствие) признаков того, что на подэкспертного оказывалось давление, выразившееся в его поведении в этот момент времени.
Анализ видеозаписи проводился нами как дополнительный источник информации для оценки личности подэкспертного, его эмоционального состояния в совокупности с проведением стандартного экспериментально-психологического исследования и изучением материалов уголовного дела. Помимо этого, имеется опыт использования анализа видеозаписи без проведения экспериментально-психологического исследования в том случае, когда подэкспертный отказывался от его проведения. Эффективным является совместный просмотр видеозаписи с подэкспертным с комментариями последнего собственного поведения, эмоционального состояния на момент дачи показаний с применением видеозаписи.
Анализируя представленную следствием видеозапись, эксперт оценивал: 1. Моторные (двигательные стереотипы, жесты, позы) характеристики подэкспертного; 2. Эмоциональные проявления, характер, амплитуду и знак эмоциональных реакций; 3. Речевую активность (в континууме собственная активность, конструируемость – реактивность, стереотипность, заготовленная шаблонность).
Анализируя эмоциональные проявления подэкспертного по амплитуде, знаку и содержанию переживаний, эксперт выявлял соответствие (несоответствие) обнаруживаемых эмоциональных проявлений выявленным у него при экспериментально-психологическом исследовании и характеризующим оценкам (из материалов уголовного дела) общему темпу и характеру психомоторных реакций подэкспертного, его личностным особенностям (например, импульсивность, нестабильность эмоций, тяготение к оценочным суждениям, к полюсным критериям, либо эмоциональная сдержанность, пассивность, неуверенность и т.д.). Помимо этого, эксперт при анализе проявлений эмоций выявлял соответствие (несоответствие) эмоций актуальной ситуации и собственным высказываниям, а так же специфические эмоциональные феномены «стресса» или «страха» (что проявляется в снижения настроения, психомоторного темпа, специфических позах «придавленности», «страха»).
Анализируя речевую деятельность подэкспертного на видеозаписи (в континууме конструируемость – реактивность речевых высказываний), эксперт оценивал соответствие (несоответствие) его речи общему темпу психомоторной деятельности, его образованию, жизненному опыту, интеллекту, мышлению. Эксперт выявлял и оценивал маркеры возможного внешнего давления (нехарактерные для подэкспертного речевые шаблоны, высказывания), признаков снижения фона настроения, «стресса», «страха» (односложность ответов, снижение темпа речи и увеличение латентного времени ответов, зависимость содержания ответов от задаваемых вопросов).
Опыт нашей практической деятельности свидетельствует, что необходимость использования анализа видеозаписи следственно-оперативных мероприятий с подэкспертным возрастает. У нас есть положительный опыт применения этого вида экспертного исследования, как в качестве дополнительного источника информации для оценки личностных особенностей подэкспертного, его состояния, так и самостоятельного вида исследования, когда экспертизы с использованием анализа видеозаписи были использованы судами, как доказательство.