Особенности базового и ситуативного доверия к миру и к себе у несовершеннолетних правонарушителей
Общая информация
Рубрика издания: Ювенальная юридическая психология
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Астанина Н.Б. Особенности базового и ситуативного доверия к миру и к себе у несовершеннолетних правонарушителей // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».
Фрагмент статьи
В настоящее время все более популярным становится новое направление психологической науки и практики – позитивная психология, основной задачей которой является развитие позитивного начала в каждом человеке как основы его счастья и благополучия (М. Селигман, М. Чикзентмихали). Традиционно в психологии принято рассматривать асоциальную личность как ущербную, испытывающую дефицит определенных качеств и навыков. С позиций позитивной психологии весьма продуктивным является поиск, изучение и развитие ее сохранных и перспективных качеств.
Полный текст
В настоящее время все более популярным становится новое направление психологической науки и практики – позитивная психология, основной задачей которой является развитие позитивного начала в каждом человеке как основы его счастья и благополучия (М. Селигман, М. Чикзентмихали). Традиционно в психологии принято рассматривать асоциальную личность как ущербную, испытывающую дефицит определенных качеств и навыков. С позиций позитивной психологии весьма продуктивным является поиск, изучение и развитие ее сохранных и перспективных качеств.
Базовое доверие к миру мы определяем как тип мироотношения субъекта, при котором мир рассматривается как справедливый, благожелательный, дружественный; базовое доверие к себе – это отношение к себе как автору своей жизни, как к субъективной и объективной ценности. Ситуативное доверие является авансом наделения другого человека или себя качествами надежности, благожелательности, способностью стать опорой в конкретной ситуации. Мы предполагали, что асоциальные подростки могут испытывать дефицит доверия к миру при нормальном или повышенном доверии к себе; такая особенность вполне может служить объяснением их необычайной жизнестойкости.
В исследовании приняли участие 113 подростков-правонарушителей (воспитанники спецшкол закрытого типа, воспитательных колоний Воронежской и Липецкой областей) и правопослушные подростки (ученики школ г. Воронежа).
Для достижения целей исследования мы использовали методики «Шкала доверия-подозрительности» (Heretick D.M.L.) в авторской адаптации, новый личностный опросник измерения доверия к себе, созданный и апробированный нами, методика «Суверенность психологического пространства» С.К. Нартовой-Бочавер, авторская методика «Моделирование гипотетических ситуаций».
Согласно результатам, для обеих групп подростков характерны пониженные показатели доверия к миру. Складывается впечатление, что у современных подростков в норме принято не доверять миру: рассматривать людей как корыстных, ненадежных, потенциально опасных – и при этом полагаться на себя (показатели доверия к себе высокого уровня и ближе к верхней границе среднего). В группе правонарушителей показатели доверия к себе также выше, чем доверия к миру, однако, значимо ниже, чем в группе нормы (обнаружены значимые различия по критерию Манна-Уитни, p=0,02). Таким образом, базово они оказываются достаточно неустойчивыми: при отношении к миру как опасному и ненадежному, они прочных опор не находят и в себе. Показатель психологической суверенности у правонарушителей также значимо ниже, при этом обнаружены значимые корреляции суверенности с доверием к себе. Видимо, для формирования подлинно субъектной позиции в жизни важен опыт средовой защищенности, переживания уважения к границам своей личности со стороны других людей. Базовое доверие к себе у правонарушителей оказывается непрочным в связи с длительным опытом лишений и разного рода депривации.
По результатам измерения ситуативного доверия зрелая позиция выхода из проблемных ситуаций, предполагающая опору на других людей и на свой ресурс, а также позиция безоглядного доверия другому у правонарушителей менее выражена (обнаружена тенденция к различиям, p=0,1, позиции обозначены нами как «доверие к миру и себе», «доверие к миру и недоверие себе» соответственно). При этом стратегия опоры на свой ресурс при недооценке ресурса других выражена значимо выше (p=0,03, позиция «доверие себе и недоверие миру»). В проблемных ситуациях правонарушители склонны интерпретировать обстановку и поведение других людей как угрожающее или безразличное, и выход из ситуации пытаются найти самостоятельно, несмотря на всю ее сложность.
Таким образом, при общей базовой неустойчивости подростков-правонарушителей им свойственно повышенное ситуативное доверие к себе, которое можно рассматривать как ресурс и опору для их развития.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1931
В прошлом месяце: 49
В текущем месяце: 11
Скачиваний
Всего: 115
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0