Имплицитное знание о нормах уголовного права

24

Общая информация

Рубрика издания: Ювенальная юридическая психология

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Бодрова О.К. Имплицитное знание о нормах уголовного права // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

В настоящее время в юридической психологии проблема правосознания у школьников разработана недостаточно глубоко. Со стороны юридической науки проблема правосознания как таковая не выделена, а со стороны психологии и педагогики существует слишком мало диагностических и профилактических программ. Уровень правосознания прежде всего школьников должен учитываться в процессе составления просветительских и общеобразовательных программ по формированию правовой культуры. С возрастом у несовершеннолетнего возрастает объем знаний о праве, независимо от того, осуществляется ли это путем целенаправленной системы получения правовой информации или складывается стихийно-эмпирическим путем. Возрастной аспект определяет разные цели, уровни и формы получения правовой информации как основы формирования правовой культуры и правового сознания. Эта особенность развития лиц школьного возраста должна учитываться правоустановителем.

Полный текст

В настоящее время в юридической психологии проблема правосознания у школьников разработана недостаточно глубоко. Со стороны юридической науки проблема правосознания как таковая не выделена, а со стороны психологии и педагогики существует слишком мало диагностических и профилактических программ. Уровень правосознания прежде всего школьников должен учитываться в процессе составления просветительских и общеобразовательных программ по формированию правовой культуры. С возрастом у несовершеннолетнего возрастает объем знаний о праве, независимо от того, осуществляется ли это путем целенаправленной системы получения правовой информации или складывается стихийно-эмпирическим путем. Возрастной аспект определяет разные цели, уровни и формы получения правовой информации как основы формирования правовой культуры и правового сознания. Эта особенность развития лиц школьного возраста должна учитываться правоустановителем.

Цель данной работы: выявление имплицитного (скрытого) и эксплицитного отношения к нормам уголовного права у старших и младших школьников.

В данном исследовании приняло участие 50 учащихся 5-ых и 10-ых гимназических классов средней образовательной школы.

В исследовании применялись Цветовой Тест Отношений (ЦТО) и анкета (авторская разработка), составленная из 21 статьи Уголовного Кодекса и сокращенной анкеты из 10 статей.

План исследования:

  1. Учащиеся отвечали на 21 пункт авторской анкеты в соответствии с инструкцией: «Ниже представлен список противоправных действий. Подумайте и отметьте на шкале, сколько лет тюремного заключения, по вашему мнению, нужно дать преступнику, совершившему это преступление».
  2. Учащимся предлагалось ответить на те же пункты анкеты, которая была сокращена до 10 вопросов, подобрать к каждому вопросу анкеты 1 из 8 предложенных цветов Люшера, и проранжировать выбранные цвета от самого приятного к самому неприятному.

Далее был проведен количественный и качественный анализ данных. Для количественного анализа использовались критерий Манна-Уитни, критерий Спирмена.

Исходя из результатов исследования, можно сделать выводы:

  1. Знание о нормах уголовного права весьма нестабильно у учеников как 5-го, так и 10-го классов. Существует возрастная тенденция к неправильному представлению о правосудии в России;
  2. В связи с личностной незрелостью учеников 5-х классов (возраст 11-12 лет) они не дифференцируют тяжесть преступлений, для них каждое правонарушение является преступлением закона, которое карается по всей строгости;
  3. Имплицитное и эксплицитное отношение к правовым нормам различается у младших и старших школьников. У младших школьников оно отличимо от эксплицитного, у старших, наоборот, совпадает.

В данной работе выявлено, что чем младше несовершеннолетний, тем менее сформированы личностные дифференциалы правовых норм. Воспитание правосознания у детей и подростков должно быть важно и для такого первоначального института социализации, как семья.

Таким образом, необходимость развития и формирования правосознания школьников неоспорима, и чем раньше ввести его в процесс обучения, тем существеннее будут результаты в дальнейшем.

Информация об авторах

Бодрова Ольга Константиновна, младший научный сотрудник лаборатории психологии, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБУ «НМИЦ ПН имени В.П. Сербского»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7585-7821, e-mail: olgabodr@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1372
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 24
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0