Имплицитное знание о нормах уголовного права
Общая информация
Рубрика издания: Ювенальная юридическая психология
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Бодрова О.К. Имплицитное знание о нормах уголовного права // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».
Фрагмент статьи
В настоящее время в юридической психологии проблема правосознания у школьников разработана недостаточно глубоко. Со стороны юридической науки проблема правосознания как таковая не выделена, а со стороны психологии и педагогики существует слишком мало диагностических и профилактических программ. Уровень правосознания прежде всего школьников должен учитываться в процессе составления просветительских и общеобразовательных программ по формированию правовой культуры. С возрастом у несовершеннолетнего возрастает объем знаний о праве, независимо от того, осуществляется ли это путем целенаправленной системы получения правовой информации или складывается стихийно-эмпирическим путем. Возрастной аспект определяет разные цели, уровни и формы получения правовой информации как основы формирования правовой культуры и правового сознания. Эта особенность развития лиц школьного возраста должна учитываться правоустановителем.
Полный текст
В настоящее время в юридической психологии проблема правосознания у школьников разработана недостаточно глубоко. Со стороны юридической науки проблема правосознания как таковая не выделена, а со стороны психологии и педагогики существует слишком мало диагностических и профилактических программ. Уровень правосознания прежде всего школьников должен учитываться в процессе составления просветительских и общеобразовательных программ по формированию правовой культуры. С возрастом у несовершеннолетнего возрастает объем знаний о праве, независимо от того, осуществляется ли это путем целенаправленной системы получения правовой информации или складывается стихийно-эмпирическим путем. Возрастной аспект определяет разные цели, уровни и формы получения правовой информации как основы формирования правовой культуры и правового сознания. Эта особенность развития лиц школьного возраста должна учитываться правоустановителем.
Цель данной работы: выявление имплицитного (скрытого) и эксплицитного отношения к нормам уголовного права у старших и младших школьников.
В данном исследовании приняло участие 50 учащихся 5-ых и 10-ых гимназических классов средней образовательной школы.
В исследовании применялись Цветовой Тест Отношений (ЦТО) и анкета (авторская разработка), составленная из 21 статьи Уголовного Кодекса и сокращенной анкеты из 10 статей.
План исследования:
-
Учащиеся отвечали на 21 пункт авторской анкеты в соответствии с инструкцией: «Ниже представлен список противоправных действий. Подумайте и отметьте на шкале, сколько лет тюремного заключения, по вашему мнению, нужно дать преступнику, совершившему это преступление».
-
Учащимся предлагалось ответить на те же пункты анкеты, которая была сокращена до 10 вопросов, подобрать к каждому вопросу анкеты 1 из 8 предложенных цветов Люшера, и проранжировать выбранные цвета от самого приятного к самому неприятному.
Далее был проведен количественный и качественный анализ данных. Для количественного анализа использовались критерий Манна-Уитни, критерий Спирмена.
Исходя из результатов исследования, можно сделать выводы:
-
Знание о нормах уголовного права весьма нестабильно у учеников как 5-го, так и 10-го классов. Существует возрастная тенденция к неправильному представлению о правосудии в России;
-
В связи с личностной незрелостью учеников 5-х классов (возраст 11-12 лет) они не дифференцируют тяжесть преступлений, для них каждое правонарушение является преступлением закона, которое карается по всей строгости;
-
Имплицитное и эксплицитное отношение к правовым нормам различается у младших и старших школьников. У младших школьников оно отличимо от эксплицитного, у старших, наоборот, совпадает.
В данной работе выявлено, что чем младше несовершеннолетний, тем менее сформированы личностные дифференциалы правовых норм. Воспитание правосознания у детей и подростков должно быть важно и для такого первоначального института социализации, как семья.
Таким образом, необходимость развития и формирования правосознания школьников неоспорима, и чем раньше ввести его в процесс обучения, тем существеннее будут результаты в дальнейшем.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1381
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 27
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0