Особенности правосознания подростков с девиантным поведением

36

Общая информация

Рубрика издания: Ювенальная юридическая психология

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Каниболоцкая И.А. Особенности правосознания подростков с девиантным поведением // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

Процессы существенных социально-экономических и политических преобразований в современной России неизбежно приводят к появлению новых видов отклоняющегося поведения в подростковой среде: молодежные течения агрессивного и неагрессивного характера, множество видов аутодеструктивного поведения. Субъекты подросткового возраста являются наиболее уязвимыми для внешнего воздействия социума, они моделируют свое поведение, согласно вновь появляющимся установкам и нормам.

Полный текст

Процессы существенных социально-экономических и политических преобразований в современной России неизбежно приводят к появлению новых видов отклоняющегося поведения в подростковой среде: молодежные течения агрессивного и неагрессивного характера, множество видов аутодеструктивного поведения. Субъекты подросткового возраста являются наиболее уязвимыми для внешнего воздействия социума, они моделируют свое поведение, согласно вновь появляющимся установкам и нормам.

Целью настоящего исследования стало изучение особенностей правосознания подростков с девиантным поведением, не совершавших правонарушений, предусмотренных УК РФ. В качестве гипотезы исследования выступал тезис о том, что в структуре правосознания подростков с девиантным поведением возможна рассогласованность образа «Я» с нормосообразными категориями в сравнении с условно осужденными подростками и подростками с нормативным поведением.

В качестве материала исследования было отобрано 90 психически здоровых подростков, старшего пубертатного возраста (15-17 лет): 30 учащихся ГОУ СОШ ЗАО г. Москвы (нормативное поведение, контрольная группа), 30 условно осужденных, проживающих в ЗАО г. Москвы (контрольная группа), 30 учащихся Школы №5 «Доверие» (для детей с девиантным поведением) ЮАО г. Москвы (экспериментальная группа).

В исследовании использовались методики: Ориентационная анкета (авторская), Анкетирование (авторское), направленное на выявление отношения к значимым категориям, методика «Ценностные ориентации» Р. Рокича, 16-ти факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла, тест «Определение направленности личности» Б. Басса, методика И.Л. Соломина «Семантический дифференциал», методика оценки уровня развития морального сознания Л. Колберга.

Экспериментальная часть исследования показала, что:

Наблюдаются отличия в особенностях правосознания подростков с нормативным поведением, девиантных подростков и условно осужденных.

У девиантных подростков наблюдается прямая корреляция на высоком уровне между «Я-реальное» и «Преступление» (0,69), «Я-реальное» и «Наркотики» (0,67), умеренная корреляция между «Я-идеальное» и «Безответственность» (0,35) и обратная средняя корреляция между категориями «Закон» и «Правда» (-0,44), что свидетельствует о рассогласованности образа «Я» с нормосообразными категориями в сравнении с условно осужденными подростками и подростками с нормативным поведением.

Девиантные подростки имеют такие личностные особенности, как: эмоциональная лабильность, категоричность, негативное отношение к критике и возражениям, проявляющееся вспышками вербальной агрессии, низкий уровень самоконтроля, склонность к риску, неадекватность оценки собственных возможностей, смелость вплоть до авантюризма, беспринципность, небрежность, ненадежность, подозрительность, несамостоятельность, индифферентность, что является высокими детерминирующими факторами возникновения делинквентного поведения.

 В группе девиантных подростков доминирующей является направленность личности «на себя», что говорит об ориентации на прямое вознаграждение и удовлетворение собственных потребностей, агрессивности в достижении статуса, склонности к соперничеству, властности, раздражительности.

Выявленные устойчивые особенности правосознания девиантных подростков, позволяют судить о влиянии этих особенностей на механизм их поведения, содействовать качественному изменению правосознания подростков.

Обозначенные проблемы в личностном развитии подростков показывают, что важным условием успеха в принятии ими социально-правовых ценностей является разрешение вышеуказанных проблем путем создания благоприятных для этого условий. С целью профилактики противоправного поведения среди девиантных подростков была разработана программа «Право имею».

Информация об авторах

Каниболоцкая Инна Александровна, педагог-психолог Государственного учреждения межрайонного центра «Дети улиц» ЗАО города Москвы, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1931
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 36
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0