Ксенофобические установки у подростков

31

Общая информация

Рубрика издания: Ювенальная юридическая психология

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Гурина О.Д. Ксенофобические установки у подростков // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

В странах, где основным принципом являются равенство и свобода граждан, ксенофобия становится социальной проблемой: убийства, нанесение побоев, унижения достоинства по признакам расы, национальности, отношения к религии и т.д. Все большее количество преступлений на почве ненависти совершаются молодыми людьми. Причины ксенофобии среди молодежи и подростков различны: социально-экономические условия, влияние социальных институтов (например, СМИ), семейные факторы (например, особенности воспитания и передачи родительских установок), индивидуально-психологические особенности, в том числе – уровень развития мотивационно-смысловой сферы. Изучение причин возникновения ксенофобии позволяет целостно подойти к возможности разрешения данной проблемы.

Полный текст

В странах, где основным принципом являются равенство и свобода граждан, ксенофобия становится социальной проблемой: убийства, нанесение побоев, унижения достоинства по признакам расы, национальности, отношения к религии и т.д. Все большее количество преступлений на почве ненависти совершаются молодыми людьми. Причины ксенофобии среди молодежи и подростков различны: социально-экономические условия, влияние социальных институтов (например, СМИ), семейные факторы (например, особенности воспитания и передачи родительских установок), индивидуально-психологические особенности, в том числе – уровень развития мотивационно-смысловой сферы. Изучение причин возникновения ксенофобии позволяет целостно подойти к возможности разрешения данной проблемы.

В проведенном нами исследовании был сделан акцент на изучение индивидуальных особенностей и моральной сферы личности подростков, склонных к ксенофобическим установкам. Опираясь на отечественные исследования (Ратинов, Кроз, Ратинова, 2005, Солдатова, Макарчук, 2006), мы определили ксенофобическую установку как отношение враждебного, агрессивного, запретительного характера к лицам другой культурной группы.

В исследовании приняли участие 140 испытуемых (средний возраст 14,5±0,25 лет). Из них 100 подростков (50 мужского пола и 48 женского пола) – учащиеся средней общеобразовательной школы, 40 подростков мужского пола, находящиеся на содержании в ЦВСНП ГУВД г. Москвы. В задачи исследования также входило изучение гендерных особенностей ксенофобии и особенности ее проявления у девиантных подростков.

В процессе исследования для измерения уровня выраженности ксенофобической установки была разработана исследовательская шкала, состоящая из 9 утверждений о допустимости тех или иных мер по отношению к лицам другой национальности, расы или религии. Для исследования уровня развития моральных суждений было проведено полуструктурированное интервью Д.С. Ошевского (Ошевский, 2006). Индивидуально-психологические особенности были изучены при помощи методики ИТДО Л.Н. Собчик, а также исследованы особенности агрессивного поведения подростков с использованием методики А. Басса – М. Перри.

В результате исследования были получены данные, свидетельствующие о том, что выраженность ксенофобических установок связана с уровнем развития морального сознания и индивидуально-психологическими особенностями подростков. Высокая выраженность ксенофобических установок соответствует пониженному (эгоцентрическому и группоцентрическому) уровню моральных суждений. Склонность к ксенофобии у подростков связана с высоким уровнем агрессивности, слабостью факторов, сдерживающих агрессию, спонтанностью, низким уровнем тревожности и сензитивности. Высокий уровень морального сознания, тревожность и сензитивность являются факторами, препятствующими развитию ксенофобических установок.

Изучение гендерных различий показало, что к формированию ксенофобических установок в большей степени склонны мальчики. Девочки проявляют меньшую их выраженность, более высокий уровень моральных суждений, а также комплекс индивидуально-психологических черт, препятствующих агрессивным тенденциям.

Согласно полученным данным, подростки с девиантным поведением более склонны к формированию ксенофобических установок, чем их сверстники с нормативным поведением, обладают повышенным уровнем физической агрессии, спонтанности, пониженной сензитивностью и тревожностью, отличаются слабой сформированностью моральной сферы по сравнению с подростками с условно нормативным поведением, а также более низким уровнем развития моральных суждений.

По вышеприведенным результатам исследования, мы пришли к выводу о том, что в подростковом периоде развития ксенофобические установки и их психологические корреляты (уровень моральных суждений, паттерны поведения, определяемые индивидуально-психологическими особенностями) могут выступать в качестве объектов коррекционного и профилактического воздействия для предупреждения агрессивного поведения в отношении лиц другой национальности, расы или религии.

Литература

  1. Ошевский Д.С. Психическое развитие у подростков с психическими расстройствами, совершивших агрессивно-насильственные правонарушения: психологический аспект. Автореф. дис. М., 2006.
  2. Ратинов А.Р., Кроз М.В., Ратинова Н.А. Ответственность за разжигание вражды и ненависти. Психолого-правовая характеристика / Под ред. А.Р. Ратинова М., 2005.
  3. Солдатова Г.У., Макарчук А.В. Может ли «другой» стать другом? Тренинг по профилактике ксенофобии. М., 2006.

Информация об авторах

Гурина Оксана Дмитриевна, кандидат психологических наук, главный эксперт, Московский исследовательский центр (ГБУ г. Москвы «МИЦ»), доцент, кафедра юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4369-5450, e-mail: godgur@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1559
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 31
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0