Ксенофобические установки у подростков
Общая информация
Рубрика издания: Ювенальная юридическая психология
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Гурина О.Д. Ксенофобические установки у подростков // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».
Фрагмент статьи
В странах, где основным принципом являются равенство и свобода граждан, ксенофобия становится социальной проблемой: убийства, нанесение побоев, унижения достоинства по признакам расы, национальности, отношения к религии и т.д. Все большее количество преступлений на почве ненависти совершаются молодыми людьми. Причины ксенофобии среди молодежи и подростков различны: социально-экономические условия, влияние социальных институтов (например, СМИ), семейные факторы (например, особенности воспитания и передачи родительских установок), индивидуально-психологические особенности, в том числе – уровень развития мотивационно-смысловой сферы. Изучение причин возникновения ксенофобии позволяет целостно подойти к возможности разрешения данной проблемы.
Полный текст
В странах, где основным принципом являются равенство и свобода граждан, ксенофобия становится социальной проблемой: убийства, нанесение побоев, унижения достоинства по признакам расы, национальности, отношения к религии и т.д. Все большее количество преступлений на почве ненависти совершаются молодыми людьми. Причины ксенофобии среди молодежи и подростков различны: социально-экономические условия, влияние социальных институтов (например, СМИ), семейные факторы (например, особенности воспитания и передачи родительских установок), индивидуально-психологические особенности, в том числе – уровень развития мотивационно-смысловой сферы. Изучение причин возникновения ксенофобии позволяет целостно подойти к возможности разрешения данной проблемы.
В проведенном нами исследовании был сделан акцент на изучение индивидуальных особенностей и моральной сферы личности подростков, склонных к ксенофобическим установкам. Опираясь на отечественные исследования (Ратинов, Кроз, Ратинова, 2005, Солдатова, Макарчук, 2006), мы определили ксенофобическую установку как отношение враждебного, агрессивного, запретительного характера к лицам другой культурной группы.
В исследовании приняли участие 140 испытуемых (средний возраст 14,5±0,25 лет). Из них 100 подростков (50 мужского пола и 48 женского пола) – учащиеся средней общеобразовательной школы, 40 подростков мужского пола, находящиеся на содержании в ЦВСНП ГУВД г. Москвы. В задачи исследования также входило изучение гендерных особенностей ксенофобии и особенности ее проявления у девиантных подростков.
В процессе исследования для измерения уровня выраженности ксенофобической установки была разработана исследовательская шкала, состоящая из 9 утверждений о допустимости тех или иных мер по отношению к лицам другой национальности, расы или религии. Для исследования уровня развития моральных суждений было проведено полуструктурированное интервью Д.С. Ошевского (Ошевский, 2006). Индивидуально-психологические особенности были изучены при помощи методики ИТДО Л.Н. Собчик, а также исследованы особенности агрессивного поведения подростков с использованием методики А. Басса – М. Перри.
В результате исследования были получены данные, свидетельствующие о том, что выраженность ксенофобических установок связана с уровнем развития морального сознания и индивидуально-психологическими особенностями подростков. Высокая выраженность ксенофобических установок соответствует пониженному (эгоцентрическому и группоцентрическому) уровню моральных суждений. Склонность к ксенофобии у подростков связана с высоким уровнем агрессивности, слабостью факторов, сдерживающих агрессию, спонтанностью, низким уровнем тревожности и сензитивности. Высокий уровень морального сознания, тревожность и сензитивность являются факторами, препятствующими развитию ксенофобических установок.
Изучение гендерных различий показало, что к формированию ксенофобических установок в большей степени склонны мальчики. Девочки проявляют меньшую их выраженность, более высокий уровень моральных суждений, а также комплекс индивидуально-психологических черт, препятствующих агрессивным тенденциям.
Согласно полученным данным, подростки с девиантным поведением более склонны к формированию ксенофобических установок, чем их сверстники с нормативным поведением, обладают повышенным уровнем физической агрессии, спонтанности, пониженной сензитивностью и тревожностью, отличаются слабой сформированностью моральной сферы по сравнению с подростками с условно нормативным поведением, а также более низким уровнем развития моральных суждений.
По вышеприведенным результатам исследования, мы пришли к выводу о том, что в подростковом периоде развития ксенофобические установки и их психологические корреляты (уровень моральных суждений, паттерны поведения, определяемые индивидуально-психологическими особенностями) могут выступать в качестве объектов коррекционного и профилактического воздействия для предупреждения агрессивного поведения в отношении лиц другой национальности, расы или религии.
Литература
-
Ошевский Д.С. Психическое развитие у подростков с психическими расстройствами, совершивших агрессивно-насильственные правонарушения: психологический аспект. Автореф. дис. М., 2006.
-
Ратинов А.Р., Кроз М.В., Ратинова Н.А. Ответственность за разжигание вражды и ненависти. Психолого-правовая характеристика / Под ред. А.Р. Ратинова М., 2005.
-
Солдатова Г.У., Макарчук А.В. Может ли «другой» стать другом? Тренинг по профилактике ксенофобии. М., 2006.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1559
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 31
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0