Проявление чувства вины и ответственности у несовершеннолетних преступников

62

Общая информация

Рубрика издания: Ювенальная юридическая психология

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Романко О.А., Смирнова А.Р. Проявление чувства вины и ответственности у несовершеннолетних преступников // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

Негативное социальное воздействие со стороны сверстников или неудовлетворение родительским вниманием, а так же множество других факторов подталкивают подростков на совершение преступления: хулиганство, мошенничество, кража и даже убийство. Следует отметить, что некоторые несовершеннолетние преступники включаются в преступление, чтобы не казаться серой вороной в своем кругу общения, от желания доказать себе и окружающим, что он ничего не боится и может делать все, что хочет, демонстрируя тем самым свою взрослость. С другой стороны, несовершеннолетние уже способны отвечать за свои действия и слова, т.е. брать на себя ответственность за свои деяния, но впоследствии большинство из них испытывает чувство вины за совершенные криминальные действия. Вина, как правило, возникает в ситуациях, связанных с чувством ответственности. Существует тесная связь между чувством ответственности и порогом эмоции вины. Поводом для вины становятся собственные действия человека или неспособность к действиям.

Полный текст

Негативное социальное воздействие со стороны сверстников или неудовлетворение родительским вниманием, а так же множество других факторов подталкивают подростков на совершение преступления: хулиганство, мошенничество, кража и даже убийство. Следует отметить, что некоторые несовершеннолетние преступники включаются в преступление, чтобы не казаться серой вороной в своем кругу общения, от желания доказать себе и окружающим, что он ничего не боится и может делать все, что хочет, демонстрируя тем самым свою взрослость. С другой стороны, несовершеннолетние уже способны отвечать за свои действия и слова, т.е. брать на себя ответственность за свои деяния, но впоследствии большинство из них испытывает чувство вины за совершенные криминальные действия. Вина, как правило, возникает в ситуациях, связанных с чувством ответственности. Существует тесная связь между чувством ответственности и порогом эмоции вины. Поводом для вины становятся собственные действия человека или неспособность к действиям.

Для возникновения чувства вины необходима «интернализация» определенных стандартов поведения. Это значит, что диктуемые обществом стандарты поведения переходят из разряда внешних в разряд внутренних норм. Сам человек становится источником и хранителем этих норм, он сам следит за их соблюдением. Он несет ответственность за свои поступки в первую очередь перед собой и поэтому чувствует себя виноватым, если его поведение не соответствует усвоенным им нормам (Бурбо, 2009). Специфическая функция эмоции вины заключается в том, что она стимулирует человека исправить ситуацию, восстановить нормальный ход вещей. Если подросток чувствует себя виноватым, у него возникает желание загладить свою вину или хотя бы принести извинения. Такое поведение – единственно эффективный способ разрешения внутреннего конфликта, порожденного виной. Эмоция вины в подростковом возрасте дает возможность понять и почувствовать страдания, боль мучения обиженного, она заставляет несовершеннолетнего искать варианты поведения, с помощью которых они могут исправить ситуации. Вина заставляет чувствовать ответственность и таким образом содействует росту личности, ее зрелости и психологической состоятельности. Существуют виды вины, так Р. Кочюнас (1999) различает истинную, невротическую и экзистенциальную вину. Истинная вина возникает в результате совершенных проступков. В этом случае возможна и необходима заслуженная расплата. Невротическая вина возникает из-за воображаемых проступков или нарушения запретов. Для невротического чувства вины характерны преувеличенность и неискренность. Экзистенциальной вины нельзя избежать, поэтому важно ее осознать. Она помогает воспитывать человечность и чуткость в отношениях с другими, побуждает творчески реализовывать свои возможности.

Таким образом, изучение проявлений чувства вины и ответственности как индикаторов присвоения моральных норм и правил, играет существенную роль при формировании личности и социально-психологической адаптации несовершеннолетних в обществе.

Информация об авторах

Романко Оксана Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и развития ГОУ ВПО «Нижневартовский государственный гуманитарный университет, Нижневартовск, Россия

Смирнова Анна Руслановна, студентка факультета психологии и педагогики Нижневартовского государственного гуманитарного университета, Нижневартовск, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2057
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 62
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0