Личностные расстройства в подростковом возрасте в контексте судебно-психологической оценки

52

Общая информация

Рубрика издания: Ювенальная юридическая психология

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Сыроквашина К.В. Личностные расстройства в подростковом возрасте в контексте судебно-психологической оценки // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

Личностное расстройство как диагностическая категория наиболее широко разрабатывалась в аспекте девиантного и противоправного поведения. В практике судебного психолога-эксперта в рамках комплексной диагностики личностных расстройств необходимо психологическое исследование особенностей личности подэкспертного. При оценке структуры личности ключевыми являются такие проблемы, как установление индивидуально-психологических особенностей, оценка развитости и содержания его ценностно-смысловой сферы, изучение особенностей реагирования в различных ситуациях, степени интегрированности самосознания. Кроме того, в контексте судебной экспертизы предполагается установление влияния личностных особенностей правонарушителя на способность к осознанному руководству своими действиями.

Полный текст

Личностное расстройство как диагностическая категория наиболее широко разрабатывалась в аспекте девиантного и противоправного поведения. В практике судебного психолога-эксперта в рамках комплексной диагностики личностных расстройств необходимо психологическое исследование особенностей личности подэкспертного. При оценке структуры личности ключевыми являются такие проблемы, как установление индивидуально-психологических особенностей, оценка развитости и содержания его ценностно-смысловой сферы, изучение особенностей реагирования в различных ситуациях, степени интегрированности самосознания. Кроме того, в контексте судебной экспертизы предполагается установление влияния личностных особенностей правонарушителя на способность к осознанному руководству своими действиями.

В настоящее время в сфере психологической диагностики личностных расстройств существует ряд актуальных проблем. Оценка зрелости личности подростка – одна из основных задач при судебно-психологической диагностике. Наиболее важной в этом контексте становится дифференциация параметров, свидетельствующих о незрелости, и специфических дисгармоничных характеристик личностного реагирования. В настоящее время параметры, используемые как при оценке личностной незрелости, так и при диагностике инфантильного расстройства личности, достаточно схожи. Диагностируемая незрелость преимущественно проявляется в виде недостаточной развитости мотивационно-смысловой сферы, слабой сформированности самосознания, поверхностности суждений, преобладания непосредственных ситуативно обусловленных форм поведения, при которых реализация незрелых мотивов облегчается слабой включенностью или отсутствием опосредующих звеньев, а также недостаточностью отдаленного прогноза последствий своего поведения. Одной из важных исследовательских задач является комплексная разработка критериев отграничения личностной незрелости как таковой от незрелости как ведущего компонента в структуре инфантильного личностного расстройства.

Другая важнейшая задача при оценке личности несовершеннолетнего – дифференциация психологических особенностей, характерных для различных типов личностных расстройств. При этом в рамках современных клинико-диагностических подходов существуют как более привычные для профессионалов категории, такие как шизоидное, истерическое, эмоционально-неустойчивое расстройства личности, так и более новые диагнозы. Диссоциальное расстройство личности – относительно новая в отечественной практике категория личностных расстройств, требующая дальнейшей разработки. Одной из проблем диагностики диссоциального личностного расстройства является возрастное ограничение, поскольку, не рекомендуется устанавливать этот диагноз подросткам до 18 лет. Однако многие исследователи соглашаются с наличием социопатических черт уже в подростковом возрасте, в отдельных случаях – в детском. Наиболее частыми психологическими характеристиками подэкспертных с диагностированным диссоциальным личностным расстройством являются асоциальная направленность ценностей, стремление к реализации рискованных форм поведения, сниженная способность к сопереживанию другим людям, низкое чувство вины. Отмечается также слабая способность к усвоению опыта, что способствует закреплению сложившихся паттернов поведения, а бравада в отношении совершаемых действий свидетельствует о тенденции к формированию негативной идентичности. В отношении совершенных деяний для большинства таких подростков выносится решение о способности к осознанному и волевому руководству своими действиями. Вместе с тем, в ряде случаев у них фиксируется ограничение способности к руководству своими действиями. В контексте диссоциального личностного расстройства необходимо уточнение параметров клинической и психологической диагностики, а также особенностей экспертных решений.

Обозначенные вопросы не исчерпывают проблем в области, однако в настоящее время являются наиболее острыми и значимыми для клинико-психологических исследований личностных расстройств.

Информация об авторах

Сыроквашина Ксения Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник Лаборатории психологии детского и подросткового возраста, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Минздрава России (ФГБУ «НМИЦ ПН имени В.П.Сербского» МЗ РФ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3172-6130, e-mail: syrokvashina@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1552
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 52
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0