Особенности правовой социализации несовершеннолетних

32

Общая информация

Рубрика издания: Ювенальная юридическая психология

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Тимченко О.В. Особенности правовой социализации несовершеннолетних // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

Социализация представляет собой процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе. Социализация – процесс поэтапного включения индивида в социальную жизнь общества, приобщения к неизведанной социальной реальности. Результатом такого включения является формирование гармоничной личности, занимающей определенную позицию в многообразных общественных отношениях.

Полный текст

Социализация представляет собой процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе. Социализация – процесс поэтапного включения индивида в социальную жизнь общества, приобщения к неизведанной социальной реальности. Результатом такого включения является формирование гармоничной личности, занимающей определенную позицию в многообразных общественных отношениях.

Важным элементом этого процесса выступает правовая социализация, которая позволяет индивиду включиться в систему правоотношений данного общества в ходе усвоения существующей правовой культуры. Основу правовой социализации составляют:

  • усвоение правовых норм и формирование определенной позиции по отношению к этим нормам;
  • оценка непосредственной реализации норм в правовом поле, выработка отношения к правовым институтам и учреждениям;
  • усвоение правовой идеологии как системного, научно обоснованного отражения правовой действительности в идеях, понятиях, принципах.

Самой очевидной целью правовой социализации является обеспечение правомерного поведения личности, что предполагает формирование у каждого индивида такого интегрального правового образования, как правовое сознание.

Подростковый период является одним из самых сложных этапов в жизни человека. В это время подросток активно социализируется, входит в социум, в мир широких общественных отношений. Именно этот период жизненного пути считается наиболее важным с точки зрения формирования правосознания и правопослушного поведения. Вот почему дефекты правовой социализации в подростковом возрасте во многом предопределяют картину жизни личности в дальнейшем, что может выразиться как в незначительных социально-негативных отклонениях, так и в серьезных правонарушениях.

Анализ научных разработок по изучению делинквентного поведения несовершеннолетних позволяет выделить его детерминанты (Иншаков, 2001; Корнилова и др., 2009; Бабенко и др., 2009):

  • негативное влияние микросоциума на подростка (дефекты в воспитательном процессе, отсутствие контроля со стороны родителей, аморальное и противоправное поведение близких родственников, жестокость);
  • психические расстройства, психопатии, повышенная возбудимость, десублимация агрессии;
  • правовая безграмотность, незнание элементарных правовых норм;
  • отсутствие адекватной помощи родителям в воспитании подростков со стороны педагогов, представителей правоохранительных органов, социальных служб и общественности;
  • существенные недостатки в организации досуга несовершеннолетних, идеологический вакуум и, как следствие, наркотизация, алкоголизация, ситуативная, а позднее, и сознательная делинквентность.

На наш взгляд, этот сжатый перечень факторов позволяет сделать вывод о том, что проблема дефектов правовой социализации в подростковый период может быть решена только на государственном уровне с привлечением всех заинтересованных сторон (родителей, педагогов, социальных служб, правоохранительных органов). Главным направлением этой работы остается профилактика делинквентности, с помощью которой своевременно выявляются несовершеннолетние с противоправной направленностью. При проведении воспитательно-профилактических мероприятий с данной категорией лиц необходимыми являются как меры принудительного характера, так и другие формы психолого-педагогического воздействия.

Информация об авторах

Тимченко Ольга Валентиновна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и социологии Донецкого юридического института МВД Украины, Донецк, Украина

Метрики

Просмотров

Всего: 1558
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 32
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2