Природа девиаций и их связь с разными возрастными периодами

133

Общая информация

Рубрика издания: Ювенальная юридическая психология

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Филонов Л.Б., Коноплева И.Н. Природа девиаций и их связь с разными возрастными периодами // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

Социальные психологи и социологи, занимающиеся изучением отклоняющегося поведения, пришли к выводу, что девиантное и нормативное поведение – две стороны социально-ролевого поведения. Именно поэтому проявление девиантного поведения у подростка имеет целью преодоление фрустрации из-за невозможности и нежелания соответствовать нормам общества, которые еще не стали нормами для взрослеющего человека. Проявления девиантного поведения зависят от того, как подросток умеет регулировать взаимоотношения в обществе. Причем это поведение может иметь не только негативную, но и позитивную направленность, вместе с тем оно отличается от принятого в обществе. Различия между негативной и позитивной девиацией достаточно условны – нормы общества постоянно претерпевают изменения и отдельные формы девиантного поведения могут становиться социально приемлемыми.

Полный текст

Социальные психологи и социологи, занимающиеся изучением отклоняющегося поведения, пришли к выводу, что девиантное и нормативное поведение – две стороны социально-ролевого поведения. Именно поэтому проявление девиантного поведения у подростка имеет целью преодоление фрустрации из-за невозможности и нежелания соответствовать нормам общества, которые еще не стали нормами для взрослеющего человека. Проявления девиантного поведения зависят от того, как подросток умеет регулировать взаимоотношения в обществе. Причем это поведение может иметь не только негативную, но и позитивную направленность, вместе с тем оно отличается от принятого в обществе. Различия между негативной и позитивной девиацией достаточно условны – нормы общества постоянно претерпевают изменения и отдельные формы девиантного поведения могут становиться социально приемлемыми.

Отклоняющимся может быть признано и поведение, не соответствующее возрастным шаблонам и традициям, являющееся следствием ряда причин. Наличие норм, позволяющих фиксировать типичные черты несовершеннолетних определенного хронологического возраста, дает возможность рассматривать каждого отдельного подростка как вариант, более или менее отклоняющийся от основного типа. В соответствии с этим к отклонениям можно отнести и категорию одаренных детей, поскольку они также отличаются от сверстников. Существует определенная параллель между творческой и девиантной личностью, на что так же указывали многие специалисты.

Психологи, придерживающиеся гуманистического подхода, рассматривают отклонения в поведении как следствие потери ребенком согласия со своими собственными чувствами и невозможность реализовать себя в сложившихся условиях воспитания. В соответствии с учением Л.С. Выготского, человек становится личностью по мере включения в окружающую жизнь, т.е. личность и ее аномалии рассматриваются в социально обусловленной, развивающейся жизнедеятельности, в смене отношений ребенка к окружающему социуму. Искаженные формы самоутверждения могут возникнуть у несовершеннолетнего, если взрослые продолжают относиться к нему, не обращая внимания на его изменения, на его развитие и взросление. По нашему мнению природа девиаций лежит в задержке смены отношений к ребенку\подростку в то время, когда он переживает возрастной кризис.

Возрастной кризис понимается как состояние, в котором могут возникать специфические переживания непонятости подростка окружающим миром. Девиантные формы поведения – это приспособление к социальным и психологическим особенностям реальной жизни подростка. Аналогичную причину возникновения отклонений в поведении выдвинул Роберт Мертон, который пришел к вводу, что несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которые оно предлагает для их достижения может вызвать необходимость в изменении поведения образом, не принятым в обществе (Осипова, 1998). Несовершеннолетний меняет свое отношение к жизни и к окружающим, а вот его окружение к этому оказывается не готово, в связи с чем подросток вынужден вести себя непривычным для него и окружающих образом.

С подобными взглядами трудно не согласиться, ведь ускорение биологических и психологических процессов в период возрастных кризисов приводит к изменениям в поведении и самосознании подростка. Окружающие его близкие, как правило, оказываются не готовы признать быстро свершившиеся изменения и продолжают относиться к повзрослевшему человеку на прошлом уровне, запуская этим конфликтную ситуацию. Период взросления может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем.

Многие девиантные поступки подростков, попадающие в поле зрения воспитателей, являются следствием личностного кризиса. На это обращает внимание В.Л. Васильев, описывая такие изменения в строении организма подростка, которые обусловлены процессом полового созревания и проявляются в изменении пропорций тела, что болезненно воспринимается подростком, в соматических жалобах. В тоже время меняется и поведение несовершеннолетнего, что проявляется в эмоциональной неустойчивости, повышенной возбудимости, неуравновешенности, неадекватности реакции, выливающихся в неоправданную резкость и повышенную конфликтность, что само по себе способно затруднить его отношения с окружающими (Васильев, 2000). Резкое появление качественно новых свойств психики подростка требует от взрослых перестройки характера отношений с ребенком, изменений системы воспитательных мер и воздействий.

Для подросткового возраста характерна также повышенная конфликтность, особенно в отношениях со взрослыми, родителями и учителями. Одной из причин таких конфликтов со старшим поколением является новообразование подросткового периода – «чувство взрослости».

В подростковом возрасте заканчивается процесс усвоения моральных и правовых норм поведения. Это обстоятельство учитывается законодательством, которое установило частичную уголовную ответственность за убийство, кражи, грабежи, разбои, изнасилования и другие опасные преступления с 14 лет и полную уголовную ответственность за все преступления, предусмотренные Уголовным Кодексом – с 16 лет.

Конфликтность подростка приводит к тому, что меняется вся система отношений подростка и с близкими взрослыми и со сверстниками. В период роста и взросления у подростка закладывается самосознание и самооценка, чем и обусловлены большинство возникающих противоречий с окружающими. Проблемой изучения самооценки у девиантных подростков к настоящему времени занималось очень большое количество специалистов – психологов, педагогов и социологов. Важнейшей особенностью подростков является постепенное превращение оценки общественной значимости поведения в его собственную самооценку, в ходе чего у них формируются критерии самооценки.

Исследования, проведенные под руководством Л.Б. Филонова (И.В. Егоров, И.С. Дьяченко, А.А. Ларин, Л.М. Ганьшина, Т.Г. Дюбина) позволили предположить наличие устойчивой связи между самооценкой и проявлениями девиаций. При этом отдельные девиации позволили подросткам продемонстрировать свою уникальность, повысить тем самым самооценку и заявить о себе окружающим. Нами высказано предположение, что изучение крайних вариантов самооценки подростка в сочетании с личностными особенностями и анамнезом жизни даст возможность лучше понять природу девиаций и выявить факторы, влияющие на отклоняющиеся поведение.

Информация об авторах

Филонов Лев Борисович, доктор психологических наук, профессор кафедры юридической психологии факультета юридической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия

Коноплева Инга Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент, кафедра клинической и судебной психологии, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8540-8667, e-mail: konopleva.i.n@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1981
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 133
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2