Психологические последствия отказа родителей для подростков с девиантным поведением

42

Общая информация

Рубрика издания: Ювенальная юридическая психология

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Челнокова М.Л. Психологические последствия отказа родителей для подростков с девиантным поведением // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

Кризисные явления в современном обществе резко обострили проблему социального сиротства. Эта проблема затрагивает не только социально-экономические, а также психологические и нравственные аспекты нашей жизни. В настоящее время в нашей стране на всех уровнях государственной власти ведется поиск методов борьбы с этим социальным злом. Основное внимание уделяется материальной составляющей данного вопроса: социальным сиротам предоставляется благоустроенное жилье, оказывается помощь в трудоустройстве. Тем не менее, на наш взгляд, этого недостаточно. Практика показывает, что основными причинами социального сиротства являются лишение прав родителей, ненадлежащим образом исполняющих свои родительские обязанности, и отказ самих родителей от своих детей, вследствие чего дети попадают в группу риска социальной дезадаптации и возникновения психических расстройств (Вассерман, Горьковая, Ромицына,2004). В связи с этим первоочередной задачей в работе с данной категорией детей является профессиональная помощь в преодолении посттравматических стрессовых реакций, расстройств адаптации, а также негативного влияния на последующую социализацию (Селявина, 2005).

Полный текст

Кризисные явления в современном обществе резко обострили проблему социального сиротства. Эта проблема затрагивает не только социально-экономические, а также психологические и нравственные аспекты нашей жизни. В настоящее время в нашей стране на всех уровнях государственной власти ведется поиск методов борьбы с этим социальным злом. Основное внимание уделяется материальной составляющей данного вопроса: социальным сиротам предоставляется благоустроенное жилье, оказывается помощь в трудоустройстве. Тем не менее, на наш взгляд, этого недостаточно. Практика показывает, что основными причинами социального сиротства являются лишение прав родителей, ненадлежащим образом исполняющих свои родительские обязанности, и отказ самих родителей от своих детей, вследствие чего дети попадают в группу риска социальной дезадаптации и возникновения психических расстройств (Вассерман, Горьковая, Ромицына,2004). В связи с этим первоочередной задачей в работе с данной категорией детей является профессиональная помощь в преодолении посттравматических стрессовых реакций, расстройств адаптации, а также негативного влияния на последующую социализацию (Селявина, 2005).

По мнению Е.Г. Дозорцевой (2007), при работе с детьми, пережившими психическую травматизацию, необходимо создавать ресурс позитивного личностного развития ребенка и, устраняя его негативные переживания, формировать положительный образ Я и окружающего мира. Так же по нашему мнению, необходимо проводить коррекционно-реабилитационную работу с детьми на базе учреждений системы образования и социальной защиты, включающую в себя проработку перенесенных ими психологических травм.

Большая часть отказов родителей от детей происходит вскоре после рождения ребенка. Случаи отказа родителей от ребенка в подростковом возрасте более редки и имеют свои характерные черты. Причинами таких отказов обычно становятся конфликты между ребенком и его родителями, а точнее, неспособность родителей правильно подойти к разрешению этих конфликтов. Подобное развитие детско-родительских отношений обусловлено различными факторами, одним из которых является девиантное поведение самого подростка. Известно, что девиантное поведение имеет многообразие форм проявления, начиная от незначительных проступков и кончая стойкими поведенческими отклонениями, и многообразие причин возникновения, начиная от генетических и кончая социальными факторами. Становится очевидным тот факт, что проблема, побудившая родителей принять решение об отказе от ребенка, еще больше усугубляется после его реализации.

Так, специалисты, занимающиеся проблемами социального сиротства (Беляков В.В., Бурлакова Т.Т., Заславская О.В., Иванова Н.П., Кобринский М.Е., Прихожан А.М., Толстых Н.Н., Щелованов Н.М. и др.), отмечают, что дети, пережившие отказ родителей, характеризуются обидчивостью, эмоциональным напряжением, обособленностью, конфликтностью, агрессивностью. Наблюдаются также искажения в структуре самосознания, низкая самостоятельность, отсутствие временной перспективы будущего, ограниченность мотивации.

В исследуемой нами проблеме, где речь идёт о подростках с девиантным поведением, данные проявления являются последствием психологической травмы, возникшей вследствие отказа от подростка родителями.

Подростки имеют специфическую реакцию на травму: они могут начать избегать людей, перестать взаимодействовать с окружающими, либо наоборот, чрезмерно кому-то подражать, впасть в зависимость от мнения идеализируемого субъекта, начать проявлять агрессию в поведении, подавленность, сниженную концентрацию внимания, кататонию, резкую смену настроения, соматические расстройства, предпринимать суицидальные попытки.

Следует признать, что даже самая активная психолого-педагогическая работа по снижению уровня негативных проявлений у детей, переживших отказ родителей, никогда полностью не компенсирует той утраты, которую они понесли. По результатам исследований Е.Г. Дозорцевой (2002), дети, оказавшиеся в детском доме, испытывают еще более неблагоприятное воздействие на личностное и психическое развитие, чем те, которые воспитываются в неблагополучных семьях.

В работе над этой проблемой, нам представляется целесообразными выделить следующие этапы:

  • выявление и анализ психологических предпосылок отказа родителей от подростков с девиантным поведением;
  • выявление и описание психологических последствий для подростков с девиантным поведением отказа от них родителей, так как это необходимо для адекватной диагностической оценки характера и степени выраженности последствий травмы для успешной психокоррекционной и реабилитационной работы;
  • разработка, реализация и оценка эффективности программ психокоррекционной помощи подросткам, переживших отказ от них родителей.

Информация об авторах

Челнокова Мария Леонидовна, педагог-психолог ГОУ специальной школы №7, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1645
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 42
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0