Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних в ювенальной юстиции
Общая информация
Рубрика издания: Ювенальная юридическая психология
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Шипшин С.С. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних в ювенальной юстиции // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».
Фрагмент статьи
Традиционно, когда речь заходит о судебно-психологической экспертизе (СПЭ) несовершеннолетних, у практических работников (следователей, судей, адвокатов, а также экспертов – психологов и психиатров) по ассоциации возникает образ несовершеннолетнего обвиняемого/подсудимого. Однако проблема защиты прав детей (а детьми являются лица в возрасте до 18 лет) не ограничивается только лишь учетом прав несовершеннолетнего обвиняемого или подсудимого. В условиях внедрения ювенальных подходов, а также принципов восстановительного правосудия в практику российского судопроизводства в поле зрения практических работников оказываются также несовершеннолетние потерпевшие и свидетели, которым правонарушением/преступлением причинена психотравма. Это связано с повышенной уязвимостью ребенка в силу незавершенности процесса его физиологического, психического и личностного развития. Именно поэтому дети являются особым объектом защиты их прав. Необходимо отметить, что ребенок в большей степени требует защиты и в сфере гражданско-правовых отношений и в сфере, охраняемой административным правом. Подобные потребности судебной и следственной практики послужили толчком для развития СПЭ несовершеннолетних.
Полный текст
Традиционно, когда речь заходит о судебно-психологической экспертизе (СПЭ) несовершеннолетних, у практических работников (следователей, судей, адвокатов, а также экспертов – психологов и психиатров) по ассоциации возникает образ несовершеннолетнего обвиняемого/подсудимого. Однако проблема защиты прав детей (а детьми являются лица в возрасте до 18 лет) не ограничивается только лишь учетом прав несовершеннолетнего обвиняемого или подсудимого. В условиях внедрения ювенальных подходов, а также принципов восстановительного правосудия в практику российского судопроизводства в поле зрения практических работников оказываются также несовершеннолетние потерпевшие и свидетели, которым правонарушением/преступлением причинена психотравма. Это связано с повышенной уязвимостью ребенка в силу незавершенности процесса его физиологического, психического и личностного развития. Именно поэтому дети являются особым объектом защиты их прав. Необходимо отметить, что ребенок в большей степени требует защиты и в сфере гражданско-правовых отношений и в сфере, охраняемой административным правом. Подобные потребности судебной и следственной практики послужили толчком для развития СПЭ несовершеннолетних.
Существующая классификация судебно-психологической экспертизы базируется на «процессуально-предметном» принципе, а потому в ней выделена в качестве самостоятельного вида СПЭ несовершеннолетних обвиняемых. Что касается несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, то они изучаются в рамках других видов – СПЭ свидетелей и потерпевших и СПЭ потерпевших по делам о сексуальных преступлениях, предполагающих экспертизу не только детей. Разделяя традиционный подход к классификации СПЭ, следует отметить, что в случае, когда подэкспертным является ребенок, «предметность» превалирует над «процессуальностью». Это связано с отмечавшейся выше незавершенностью физиологического, психического и личностного развития ребенка, а поэтому юридически значимые факты, относящиеся к его психической деятельности, независимо от процессуального статуса ребенка, требует особого подхода, как к диагностике, анализу, так и их правовой оценке.
В настоящее время, исходя из процессуального положения несовершеннолетнего, можно выделить 3 вида СПЭ: 1. психологическая экспертиза несовершеннолетнего, нарушившего закон (права), т.е. экспертиза правонарушителя; 2. психологическая экспертиза несовершеннолетнего, чьи права были нарушены, т.е. экспертиза потерпевшего; 3. психологическая экспертиза несовершеннолетнего свидетеля нарушения закона (прав).
1. Касаясь экспертизы несовершеннолетнего правонарушителя, необходимо отметить, что данный вид СПЭ востребован, прежде всего, уголовным процессом, однако может иметь значение и в гражданском процессе (ст. 1078 ГК РФ), а также в административном процессе (ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ). К числу традиционно решаемых экспертных задач при расследовании преступлений несовершеннолетних следственная и судебная практика добавляет новые – в частности, оценку риска рецидива правонарушения. Предлагаемый подход также позволяет по-иному рассматривать несовершеннолетних правонарушителей, которые к моменту совершения правонарушения не достигли возраста уголовной ответственности и традиционно изучаются в рамках экспертизы свидетелей. Предметом такой экспертизы являются факторы (индивидуально-психологические, социально-психологические), свидетельствующие о случайности/закономерности совершенного правонарушения или обусловливающие вероятность рецидива; «защитные» факторы, способствующие успешной ресоциализации.
2. Психологическая экспертиза в отношении несовершеннолетнего, чьи права были нарушены (потерпевшего) назначается в тех случаях, когда несовершеннолетних становится жертвой преступления. Назначение подобной экспертизы целесообразно в случаях, когда преступлением ребенку причиняется (либо может быть причинена) физическая либо психическая травма. Практика свидетельствует о том, что чаще всего психологическая экспертиза потерпевшего назначается по фактам совершения преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности (ст.ст. 131- 135 УК РФ). Реже назначаются экспертизы потерпевших по фактам преступлений против жизни и здоровья (ст.ст. 111-119, ст.ст. 121-122 УК РФ). Только в последнее время стали назначаться экспертизы при расследовании и судебном разбирательстве дел по фактам совершения преступлений против здоровья населения и общественной нравственности (ст.ст. 230, 240, 242.1 УК РФ). Так же только в последние два года отмечаются случаи назначения психологических экспертиз по фактам совершения преступлений против семьи и несовершеннолетних (ст.ст. 150 – 151, ст.ст. 155-156 УК РФ). Это требует определения новых экспертных задач, решаемых СПЭ, разработки методических подходов к их решению, а также конкретных методов исследования.
3. СПЭ несовершеннолетнего свидетеля нарушения закона (прав) назначается в тех случаях, когда свидетель представляется «ненадежным», т.е. его показания характеризуются неполнотой, внутренней противоречивостью либо противоречат большинству других показаний, собранных по делу, и могут быть вызваны как причинами психологического порядка (невысокий либо недостаточный уровень психического развития вследствие возраста или отставания в психическом развитии; особенности познавательной деятельности, в том числе обусловленные недостатками сенсорных систем; экстремальное эмоциональное состояние и т.д.), так и неблагоприятными условиями восприятия. Следует отметить, что противоречивость в показаниях может быть вызвана и социально-психологической атмосферой, которая складывается вокруг расследования преступления, ее влиянием (чаще негативным) на несовершеннолетнего. Данный вид экспертизы, как правило, назначается по уголовным делам, но может быть востребован в гражданском и административном процессах.
Необходимо особо остановиться на СПЭ детей и несовершеннолетних в гражданском процессе. Помимо упоминавшейся ст. 1078 ГК РФ (экспертиза несовершеннолетнего правонарушителя), экспертиза может назначаться в отношении несовершеннолетних, чьи права нарушены (т.е. потерпевших), в случаях, когда рассматривается вопрос о лишении или ограничении родительских прав (п. 1 ст. 70 и п. 1 ст. 73 СК РФ), а также при разрешении споров о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК РФ); об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66 СК РФ); об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (п. 3 ст. 67 СК РФ).
Следует особо подчеркнуть, что до настоящего времени не уделяется внимания экспертизе морального вреда, причиненного несовершеннолетнему потерпевшему (прежде всего, по делам о сексуальном насилии). Это важно с учетом наметившегося поворота правосудия к жертве преступления, прежде всего несовершеннолетней, что делает этот вид экспертизы актуальным.
Таким образом, фокус на особом предмете экспертизы – психике ребенка в юридически значимой ситуации, во-первых, базируется на особых правовых и процессуальных подходах при защите прав детей различного процессуального статуса; во-вторых, позволяет концентрировать усилия на разработке универсальных (для различных видов процесса) методических подходов, конкретных методов экспертного исследования ребенка, с учетом особого предмета экспертизы; в-третьих, требует разработки программы подготовки и самой подготовки экспертов, специализирующихся на экспертном исследовании детей и несовершеннолетних, нуждающихся в защите их прав.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 7728
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 224
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 5