Индивидуальные качества личности и социально-психологической компетентности руководителя состоят, прежде всего, из социально-психологической и управленческой составляющих компетентности руководителя, где в управленческую составляющую входят: содержательный, ресурсно-временной и социально-психологический компоненты деятельности руководителя (Марьин, Петров, Адаев, Боренко, 2005).
При этом, управленческая компетентность представляется как система внутренних ресурсов руководителя, необходимых для организации эффективного руководства подчиненным подразделением.
Социально-психологическая компетентность руководителя находит выражение в профессиональной готовности руководителя осознано, своевременно и творчески решать многообразные управленческие задачи, в способности к адекватному межличностному восприятию и взаимодействию, оптимально сочетать различные стилевые приемы управления. Это личностное состояние представляет собой единство мотивационно-ценностного эмоционально-волевого и содержательно-операционного компонентов и характеризует уровень профессионального развития личности (Марьин, Петров, Касперович, Поздняков, Котенев, 2003; Марьин, Петров, Якушев, Адаем, Савин, Боренко А.В., Коновалова, 2004).
Социально-психологический анализ позволяет выделить в управленческой деятельности руководителя следующие основные направления работы с подчиненными:
-
создание из совокупности сотрудников гармоничного единого целого – коллектива;
-
обеспечение выполнения совместных действий сотрудников ОВД на определенном отрезке времени при выполнении служебных задач;
-
организация эффективного взаимодействия между членами коллектива органа внутренних дел;
-
формирование личностных и деловых качеств сотрудников, управление морально-психологическим потенциалом и деловыми возможностями коллектива;
-
предупреждение, своевременное выявление и разрешение служебных конфликтов (Марьин, Якушев, Петров, Коновалова, 2004).
Успешность выполнения руководителем сложных функциональных обязанностей находится в прямой зависимости от его профессионально-психологической подготовленности, как к управленческой деятельности, так и к уровню социально-психологической компетентности.
При рассмотрении социально-психологических особенностей деятельности руководителя ОВД возникает необходимость проанализировать основные факторы, определяющие индивидуально-стилевые особенности руководства, а также различные подходы к классификации стилей управления служебными коллективами.
Таким образом, содержанием и целью нашей работы будет являться изучение влияния и значимости профессионально-психологической подготовки руководителя на его дальнейшую социально-психологическую и управленческую деятельность.