Совершенствование профессионального самовосприятия на этапе обучения, как основа профессионализации личности будущих специалистов ФСИН России
Общая информация
Рубрика издания: Пенитенциарная психология и практика исполнения уголовных наказаний
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Кусакина Е.А. Совершенствование профессионального самовосприятия на этапе обучения, как основа профессионализации личности будущих специалистов ФСИН России // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».
Фрагмент статьи
Развитие личности будущего специалиста уголовно-исполнительной системы и формирования его готовности к профессиональной деятельности являются первоочередными задачами в теории и практике совершенствования работы современного высшего учебного заведения ФСИН России.
Пути совершенствования профессионального самовосприятия включают в себя два основных направления: 1) психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в ВОУ ФСИН России и 2) деятельность психологов по мониторингу и внедрению современных психотехнологий развития профессионального самовосприятия у будущих специалистов. Предметом рассмотрения в данной статье будут являться особенности организации и психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса вуза.
Полный текст
Развитие личности будущего специалиста уголовно-исполнительной системы и формирования его готовности к профессиональной деятельности являются первоочередными задачами в теории и практике совершенствования работы современного высшего учебного заведения ФСИН России.
Пути совершенствования профессионального самовосприятия включают в себя два основных направления: 1) психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в ВОУ ФСИН России и 2) деятельность психологов по мониторингу и внедрению современных психотехнологий развития профессионального самовосприятия у будущих специалистов. Предметом рассмотрения в данной статье будут являться особенности организации и психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса вуза.
Для обеспечения эффективного формирования у будущих специалистов профессионального самовосприятия в процессе обучения в вузе необходимо ориентироваться на создание системы внешних и внутренних психолого-педагогических условий.
Внешние условия должны способствовать устранению несоответствия между растущими требованиями общества к специалистам ФСИН России и реальными возможностями ведомственных образовательных учреждений подготовить таких специалистов.
Внутренние условия, связанные с организацией и психолого-педагогическим обеспечением процесса формирования у будущих специалистов профессионального самовосприятия, могут быть дифференцированы на следующие виды:
-
организационно-педагогические условия;
-
дидактико-методические условия;
-
акмео-развивающие условия;
Реализация указанных психолого-педагогических условий прежде всего обеспечит улучшение профессионального самопознания будущих специалистов, так как в итоге произойдёт:
-
расширение информационной основы деятельности посредством введения новых форм и приемов работы;
-
стимулирование познавательной активности обучающихся;
-
формирование гностических умений;
-
ориентация обучающихся на конкретные сферы профдеятельности.
Общей задачей ВОУ ФСИН России является оказание помощи будущим специалистам в преодолении препятствий, встающих на пути адекватной интериоризации знаний о себе как субъекте профессиональной деятельности.
Нами поддерживается позиция Головахи Е.И. (1988), что важным элементом организации процесса профессионального становления личности на этапе обучения является проектирование ею своего профессионального будущего, через: 1) формирование жизненных и профессиональных целей; 2) планирование этапов личностного и профессионального развития; 3) создание условий для психологически комфортной, мобилизующей среды в образовательном процессе, способствующей развитию и самосовершенствованию личности; 4) стимулирование развития способностей и профессионально важных качеств личности.
По И.Ф. Демидову, необходимо содействовать развитию у будущих специалистов особой интерсубъектности, формировать «Я» в системе отношений с другими «Я» как профессиональной общностью» (Демидов, 2003).
Наиболее активно формирование профессионального самовосприятия происходит во время учебных практик и стажировки, где вначале формируются представления о себе как субъекте квазипрофессиональной деятельности, а затем и профессиональной деятельности.
С помощью метода фокус-групп на тему «Пути совершенствования профессионального самовосприятия будущих специалистов ФСИН России» было определено, что у молодых специалистов отсутствует ясное представление о специфике службы в уголовно-исполнительной системе, а также в недостаточной мере развиты качества личности, которые способствовали бы и успешной адаптации, и закреплению в исправительных учреждениях.
При организации учебно-воспитательного процесса необходимо создавать реальную практико-ориентированную направленность. Для этого, по мнению Ромашиной С.Я. (2002) требуется соблюсти ряд принципов:
-
принцип интенсивной профессионально-практической подготовки;
-
принцип межличностной апперцепции;
-
принцип изменения стереотипной точки зрения;
-
принцип «зеркального» отражения;
-
принцип адекватного оценивания и самооценивания.
Рассматривая профессиональное самовосприятие как когнитивную основу профессиональной идентификации личности еще раз подтверждается вывод о том, что важным для позитивного развития представлений о профессии на этапе профессионального обучения выступает ее личностное осмысление, наличие профессиональных мотивов, соответствие сложившихся представлений получаемым знаниям, самооценка профессионально важных качеств, отношение к себе как субъекту профессиональной деятельности (включая осознание обязанностей), что можно рассматривать в качестве психологического критерия этапа профессионального становления.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1564
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 21
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0