Совершенствование профессионального самовосприятия на этапе обучения, как основа профессионализации личности будущих специалистов ФСИН России

22

Общая информация

Рубрика издания: Пенитенциарная психология и практика исполнения уголовных наказаний

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Кусакина Е.А. Совершенствование профессионального самовосприятия на этапе обучения, как основа профессионализации личности будущих специалистов ФСИН России // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

Развитие личности будущего специалиста уголовно-исполнительной системы и формирования его готовности к профессиональной деятельности являются первоочередными задачами в теории и практике совершенствования работы современного высшего учебного заведения ФСИН России.

Пути совершенствования профессионального самовосприятия включают в себя два основных направления: 1) психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в ВОУ ФСИН России и 2) деятельность психологов по мониторингу и внедрению современных психотехнологий развития профессионального самовосприятия у будущих специалистов. Предметом рассмотрения в данной статье будут являться особенности организации и психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса вуза.

Полный текст

Развитие личности будущего специалиста уголовно-исполнительной системы и формирования его готовности к профессиональной деятельности являются первоочередными задачами в теории и практике совершенствования работы современного высшего учебного заведения ФСИН России.

Пути совершенствования профессионального самовосприятия включают в себя два основных направления: 1) психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в ВОУ ФСИН России и 2) деятельность психологов по мониторингу и внедрению современных психотехнологий развития профессионального самовосприятия у будущих специалистов. Предметом рассмотрения в данной статье будут являться особенности организации и психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса вуза.

Для обеспечения эффективного формирования у будущих специалистов профессионального самовосприятия в процессе обучения в вузе необходимо ориентироваться на создание системы внешних и внутренних психолого-педагогических условий.

Внешние условия должны способствовать устранению несоответствия между растущими требованиями общества к специалистам ФСИН России и реальными возможностями ведомственных образовательных учреждений подготовить таких специалистов.

Внутренние условия, связанные с организацией и психолого-педагоги­ческим обеспечением процесса формирования у будущих специалистов про­фессионального самовосприятия, могут быть дифференцированы на сле­дующие виды:

  1. организационно-педагогические условия;
  2. дидактико-методические условия;
  3. акмео-развивающие условия;

Реализация указанных психолого-педагогических условий прежде всего обеспечит улучшение профессионального самопознания будущих специали­стов, так как в итоге произойдёт:

  • расширение информационной основы деятельности посредством вве­дения новых форм и приемов работы;
  • стимулирование познавательной активности обучающихся;
  • формирование гностических умений;
  • ориентация обучающихся на конкретные сферы профдеятельности.

Общей задачей ВОУ ФСИН России является оказание помощи будущим специалистам в преодолении препятствий, встающих на пути адекватной интериоризации знаний о себе как субъекте профессиональной деятельности.

Нами поддерживается позиция Головахи Е.И. (1988), что важным эле­ментом организации процесса профессионального становления личности на этапе обучения является проектирование ею своего профессионального бу­дущего, через: 1) формирование жизненных и профессиональных целей; 2) планирование этапов личностного и профессионального развития; 3) создание условий для психологически комфортной, мобилизующей среды в образовательном процессе, способствующей развитию и самосовершенствованию личности; 4) стимулирование развития способностей и профессионально важных качеств личности.

По И.Ф. Демидову, необходимо содействовать развитию у будущих специалистов особой интерсубъектности, формировать «Я» в системе отношений с другими «Я» как профессиональной общностью» (Демидов, 2003).

Наиболее активно формирование профессионального самовосприятия происходит во время учебных практик и стажировки, где вначале формируются представления о себе как субъекте квазипрофессиональной деятельности, а затем и профессиональной деятельности.

С помощью метода фокус-групп на тему «Пути совершенствования профессионального самовосприятия будущих специалистов ФСИН России» было определено, что у молодых специалистов отсутствует ясное представление о специфике службы в уголовно-исполнительной системе, а также в недостаточной мере развиты качества личности, которые способствовали бы и успешной адаптации, и закреплению в исправительных учреждениях.

При организации учебно-воспитательного процесса необходимо создавать реальную практико-ориентированную направленность. Для этого, по мнению Ромашиной С.Я. (2002) требуется соблюсти ряд принципов:

  • принцип интенсивной профессионально-практической подготовки;
  • принцип межличностной апперцепции;
  • принцип изменения стереотипной точки зрения;
  • принцип «зеркального» отражения;
  • принцип адекватного оценивания и самооценивания.

Рассматривая профессиональное самовосприятие как когнитивную основу профессиональной идентификации личности еще раз подтверждается вывод о том, что важным для позитивного развития представлений о профессии на этапе профессионального обучения выступает ее личностное осмысление, наличие профессиональных мотивов, соответствие сложившихся представлений получаемым знаниям, самооценка профессионально важных качеств, отношение к себе как субъекту профессиональной деятельности (включая осознание обязанностей), что можно рассматривать в качестве психологического критерия этапа профессионального становления.

Информация об авторах

Кусакина Елена Аркадьевна, кандидат психологических наук, старший преподаватель ФГОУ ВПО Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, Пермь, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1569
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 22
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1