Представления заключенных и законопослушных граждан о справедливости и вера в справедливый мир – сравнительный анализ
Общая информация
Рубрика издания: Пенитенциарная психология и практика исполнения уголовных наказаний
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Михайлова М.М. Представления заключенных и законопослушных граждан о справедливости и вера в справедливый мир – сравнительный анализ // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».
Фрагмент статьи
Правовые и моральные представления составляют значительную часть общего представления об окружающем мире, значимости соблюдения социальных норм и социально одобряемого поведения. Одним из составляющих элементов правосознания и морального сознания является представление о справедливости и восприятие справедливости мира. На протяжении нескольких десятилетий феномен справедливости исследуется разными научными дисциплинами. Первоначальный интерес проявлялся в работах философов (Платон, Аристотель и др.) и социологов (М. Вебер, Дж. Ролз и др.). В современной социальной психологии исследования справедливости проводятся в нескольких направлениях, но особый интерес вызывают исследования обыденных представлений о справедливости (Гулевич, 2007; Голынчик, 2004; Соснина, 2006 и др.) и влияние веры в справедливый мир на поведение личности и принятие социально одобряемых норм поведения (Dalbert, Filke, 2007; Otto, Dalbert, 2005; и др.).
Полный текст
Правовые и моральные представления составляют значительную часть общего представления об окружающем мире, значимости соблюдения социальных норм и социально одобряемого поведения. Одним из составляющих элементов правосознания и морального сознания является представление о справедливости и восприятие справедливости мира. На протяжении нескольких десятилетий феномен справедливости исследуется разными научными дисциплинами. Первоначальный интерес проявлялся в работах философов (Платон, Аристотель и др.) и социологов (М. Вебер, Дж. Ролз и др.). В современной социальной психологии исследования справедливости проводятся в нескольких направлениях, но особый интерес вызывают исследования обыденных представлений о справедливости (Гулевич, 2007; Голынчик, 2004; Соснина, 2006 и др.) и влияние веры в справедливый мир на поведение личности и принятие социально одобряемых норм поведения (Dalbert, Filke, 2007; Otto, Dalbert, 2005; и др.).
Целью исследования было выявить представления заключенных (n=208) о справедливости и проанализировать веру в справедливый мир в контексте теории социальных представлений и теории справедливого мира, проведя сравнительный анализ с группой законопослушных граждан (n=226). В исследовании были выдвинуты три гипотезы: а) существуют статистически значимые различия в представлениях о справедливости между заключенными и законопослушными гражданами; б) существует статистически значимые различия в уровне веры в справедливый мир между исследуемыми группами; в) уровень личной веры в справедливый мир у заключенных ниже, чем уровень общей веры в справедливый мир.
Для проверки выдвинутых гипотез была использована анкета, в которой оценивались: словесные ассоциации с термином «справедливость», Шкала личной веры в справедливый мир (ЛВСМ), разработанная К. Далбэрт, и Шкала общей веры в справедливый мир (ОВСМ), авторами которой являются Л. Монтада, М. Шмитт и К. Далбэрт.
Анализ результатов исследования позволил сделать несколько выводов.
Результаты исследования показали, что в исследуемых группах справедливость доминирует как элемент морального сознания, однако факторный анализ ассоциаций выявил три составляющих представления о справедливости – моральные нормы, правосознание и межличностные отношения. Было выявлено, что статистически значимые различия существуют в представлениях о справедливости в межличностном (U-критерий Манна-Уитни p=0,001) и правовом контексте (p=0,040), заключенные реже воспринимают справедливость в контексте правосознания и чаще ассоциируют данный феномен с нормами, влияющими на межличностное взаимодействие.
Проверка второй гипотезы выявила, что не существует статистически значимых различий между группами в восприятии ОВСМ, однако статистически значимые различия связаны с ЛВСМ (коэффициент Стьюдента, p=0,000).
Для проверки третей гипотезы использован кластерный анализ и выявлены 4 кластера. Результаты показали статистически значимую связь в данных кластерах между группами заключенных и законопослушных граждан (χ2=21,952; p=0,0007), в результате констатировано, что в группе заключенных ОВСМ доминирует над ЛВСМ (4-й кластер), а также уровень общей и личной веры ниже, чем у законопослушных респондентов.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1442
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 27
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0