Актуальность учета интеллектуальных способностей несовершеннолетних осужденных в процессе конструирования содержания правового воспитания
Общая информация
Рубрика издания: Пенитенциарная психология и практика исполнения уголовных наказаний
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Панова О.Б. Актуальность учета интеллектуальных способностей несовершеннолетних осужденных в процессе конструирования содержания правового воспитания // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».
Фрагмент статьи
В условиях гуманизации исполнения наказаний, когда усиливается актуальность педагогического подхода к исправлению несовершеннолетних осужденных, среди прочих средств возрастает роль правового воспитания. В соответствии с нормативными документами оно призвано способствовать пониманию несовершеннолетними сущности и целей законов государства, осознанию ими вины и справедливости наказания за совершенное преступление, приобретению социально-правовых компетенций, необходимых для ориентации в юридически значимых жизненных ситуациях. Таким образом содержание данного направления деятельности предполагает опору на интеллектуальную сферу воспитанников.
Полный текст
В условиях гуманизации исполнения наказаний, когда усиливается актуальность педагогического подхода к исправлению несовершеннолетних осужденных, среди прочих средств возрастает роль правового воспитания. В соответствии с нормативными документами оно призвано способствовать пониманию несовершеннолетними сущности и целей законов государства, осознанию ими вины и справедливости наказания за совершенное преступление, приобретению социально-правовых компетенций, необходимых для ориентации в юридически значимых жизненных ситуациях. Таким образом содержание данного направления деятельности предполагает опору на интеллектуальную сферу воспитанников.
Развитие интеллектуальных способностей и успешное обучение основам права находятся в прямой зависимости друг от друга. При этом субъекты организации правового воспитания в исправительном учреждении для несовершеннолетних должны не только опираться на имеющиеся у осужденных способности, но и всячески их развивать.
С
Для выявления психолого-педагогических условий преодоления этого барьера на базе нескольких воспитательных колоний нами был проведен эксперимент, включающий диагностический и формирующий этапы. Его содержание включало оценку уровня интеллектуальных способностей воспитанников, актуальных для усвоения ими жизненно важных социально-правовых знаний, а также апробацию программы правового воспитания, разработанную в контексте интерпретации полученных данных.
Нами выявлены четыре наиболее значимые с точки зрения задач правового воспитания группы интеллектуальных способностей. К их числу отнесены: общая эрудиция, включающая запас относительно простых сведений и знаний из самых разных областей; способность к установлению связи между понятиями, реализуемому в процессе поиска аналогий; способность к определению общего, предусматривающего выделение абстрактных свойств предметов, посредством тех взаимоотношений, в которых эти предметы выступают; способность сопоставления (сравнения) отношений между различными элементами и выявления на этой основе повторных (т.е. общих для данного вида) отношений.
При исследовании уровня развития перечисленных способностей нами использовались тест Векслера, тест структуры интеллекта Амтхауэра, прогрессивные матрицы Равенна, тесты Айзенка. По интересующим аспектам у несовершеннолетних осужденных выявлены в целом достаточно низкие показатели. Так у воспитанников имеется небольшой запас относительно простых сведений и знаний; у них наблюдаются низкие способности к актуализации имеющихся знаний при решении тех или иных задач, обусловленных целями правового воспитания; проявляется неумение сопоставлять и варьировать компоненты одной совокупности так, чтобы выделить в них нечто устойчивое и существенное. Воспитанники испытывают затруднение при осуществлении операций сравнения, обобщения, которое осуществляется на основе анализа и выявления существенных отношений в рамках единого целого, определения общего в ряде предметов путем сравнения.
В процессе исследования нами определены психологические условия, обеспечивающие соответствие содержания правового воспитания несовершеннолетних осужденных их интеллектуальных способностей. При конструировании содержания правового воспитания в каждом воспитательном мероприятии собственно правовые знания следует давать малыми «дозами» в контексте имеющегося у данной категории детей жизненного опыта; при оперировании научными терминами (напр., «право», «юридическая ответственность», др.) конкретизировать их реальными примерами из жизни; использовать ситуации, в которых юридически значимые связи преломляются через жизненный опыт воспитанников; с учетом выявленного достаточного уровня способностей к поиску аналогий целесообразно использовать приемы, соответствующие данной способности с тем, чтобы включить детей в ситуации успешности, тем самым вызвать интерес к усвоению правовых знаний.
На основе выявленных условий нами была разработана программа правового воспитания несовершеннолетних осужденных «Человек в правовом поле». Она отражает современные психолого-педагогические подходы к содержанию, структуре и организации воспитательной работы и основана на использовании интерактивных методов, к числу которых отнесены: лекция с элементами эвристической беседы, дидактическая игра, читательская (зрительская) конференция, дискуссия, диспут, педагогический тренинг, др. В качестве ведущего средства включения воспитанников в активную деятельность по усвоению правовых норм рассматриваются задачи, содержащие задания информативной, оценочной, установочно-поведенческой направленности.
В реализации данной программы в Вологодской воспитательной колонии приняли участие, наряду с автором, курсанты юридического факультета Вологодского института права и экономики ФСИН России, волонтеры из числа профессиональных юристов и психологов. О заинтересованности воспитанников в посещении воспитательных мероприятий свидетельствуют результаты наблюдения, осуществляемого по специально разработанной методике. К числу наиболее значимых индикаторов достаточной мотивации подростков следует отнести: добровольность посещения, переживания по поводу возможного переноса занятия, активное участие в работе, сосредоточенность при восприятии информации, обращение к ведущим с интересующими вопросами, участие в групповой работе, использование примеров из жизни при аргументировании своей правоты, желание участвовать в обсуждении юридически значимых вопросов, проявление положительных эмоций, просьбы дать возможность посмотреть фильм повторно или в отряде с тем, чтобы обсудить его с остальными воспитанниками.
Показателем успешности овладения необходимыми социально-правовыми компетенциями являются результаты познавательных игр, завершающих рассмотрение основных тематических блоков, в ходе которых воспитанники демонстрируют общее понимание обсуждаемых вопросов.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1478
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 24
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0