К вопросу развития профессиональной мотивации у курсантовв период обучения
Общая информация
Рубрика издания: Психотехнологии в деятельности правоохранительных органов
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Ковальчишина Н.И. К вопросу развития профессиональной мотивации у курсантовв период обучения // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».
Фрагмент статьи
На современном этапе реформирования системы органов внутренних дел в Украине существенное значение приобретает развитие профессиональной мотивации работников. Сегодня в правоохранительных органах сложились обстоятельства, которые не способствуют возникновению у сотрудников милиции желания повышать свой профессиональный уровень. Практика показывает очевидную демотивированность значительного количества специалистов и, как следствие, снижение стандартов и базовых показателей в их профессиональном росте.
Полный текст
На современном этапе реформирования системы органов внутренних дел в Украине существенное значение приобретает развитие профессиональной мотивации работников. Сегодня в правоохранительных органах сложились обстоятельства, которые не способствуют возникновению у сотрудников милиции желания повышать свой профессиональный уровень. Практика показывает очевидную демотивированность значительного количества специалистов и, как следствие, снижение стандартов и базовых показателей в их профессиональном росте.
Снижение качественного уровня персонала, с одной стороны, неудовлетворительное материальное обеспечение сотрудников, с другой, не только отрицательно влияют на результаты их деятельности, а и на моральную атмосферу, что приводит к использованию служебных полномочий в личных целях, работе по совместительству в коммерческих структурах, коррупции. Существенным образом противостоять подобным отрицательным явлениям может только сильная мотивация сотрудников правоохранительных органов, формирование которой необходимо осуществлять уже на ранних этапах профессионализации курсантов, в период их обучения в вузе.
Проблеме изучения мотивации человека посвящены труды многих исследователей (А. Маслоу, Л.И. Божович, Е.П. Ильин, В.Г. Леонтьев, А.К.Маркова, В.Е. Мильман Х. Хекхаузен и др.). Особенности формирования профессиональной мотивации в правоохранительных органах исследовали В.Г. Андросюк, А.М. Бандурка, В.Л. Васильев, А.Н. Столяренко, А.В. Тимченко, С.И. Яковенко и др.
На современном этапе общественного развития страны в системе высшего специального профессионального образования МВД Украины ведется активный поиск новых, вариативных и альтернативных образовательных концепций и подходов, которые бы способствовали преодолению возникшего противоречия, повышению качества подготовки специалистов для органов внутренних дел. Одним из наиболее эффективных направлений этого поиска являются исследования мотивации учебной деятельности курсантов вузов МВД Украины.
Период обучения следует рассматривать как важнейший этап профессионального самоопределения будущего специалиста. Профессиональное самоопределение – это процесс формирования отношения личности к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности, которая в перспективе поможет ей адаптироваться к жизни в быстро меняющихся социально-экономических условиях. К характеристикам профессионального самоопределения, как правило, относят ряд важных показателей: осознанность процесса и результата выбора, противоречивость внешних и внутренних факторов, мотивы профессионального выбора, профессионально-ценностные ориентации, наличие индивидуального жизненного плана.
Из аналитических справок МВД Украины известно, что сегодня одним из важных вопросов подготовки будущих правоохранителей является проблема их адаптации к специфическим условиям обучения, особенно на первом курсе. Отчисление курсантов в первый год обучения (за нарушение нормативно-правовых требований, академические задолженности, употребление спиртных напитков, хулиганство, кражи и др.) свидетельствует об отсутствии стойкой мотивации, действительного интереса к избранной профессии, незрелости взглядов, недостаточном представлении о профессии во время выбора, возможно деструктивное воображение о ее содержании. Так, например, в иерархии мотивов уволившихся первокурсников не прослеживается мотивация к обучению, усвоение профессии не занимает ведущего, доминирующего места.
Безусловно, прежде всего, причины этого кроются в специфичности обучения в вузах системы МВД. Вчерашним школьникам тяжело привыкнуть к суровому распорядку, выполнению множества приказов, инструкций, авторитарного стиля руководства командиров, невозможности уединения. Резкий контраст между домашними условиями и условиями жесткой регламентации, которая предусмотрена всей системой органов внутренних дел, может вызвать психоэмоциональное напряжение и стресс.
Оптимизация профессионального обучения в значительной мере зависит от сформированности положительных мотивов обучения, которые определяют отношение человека к познавательной деятельности. В системе мотивов ведущее значение имеет осознание социальной и личностной значимости знаний и умений, которые поддерживают интерес к предметам профессиональной направленности. Мотивация к обучению, как и любая деятельность, в значительной мере является следствием предыдущего пути развития личности и выступает в роли субъективной реакции на внешние влияния, которые стимулируют появление мотивов. Для того чтобы курсант занимал активную позицию в процессе профессиональной подготовки, необходимо применять такую систему методов, которая бы обеспечивала генерализацию определенных чувств, эмоций, мотивов, что приведет к установлению динамического стереотипа в его понимании и поведении (Кузнецов В.В., 2008). Важную роль в этой системе будут играть упражнения и тренировка, создание эмоционального фона обучения и др. Одним из эффективных способов развития учебной мотивации может служить проведение специальных занятий с курсантами в виде социально-психологического тренинга.
Тренинг – это, прежде всего, форма нестандартного социально-психологического обучения, которая ориентирована на закрепление выявленных участниками навыков эффективных моделей поведения в избранной сфере, максимальную стимуляцию их активности относительно самоисследования и взаимообмена опытом. Использование тренинговых технологий в органах внутренних дел имеет сегодня довольно широкий диапазон. Психологи МВД Украины, высших учебных заведений активно внедряют тренинги в систему профессиональной подготовки персонала ОВД и обучение курсантов.
Моделирование ситуаций разнообразного характера в условиях тренинга предоставляет возможность сотруднику приобрести навыки и умения, которые позволят ему быстро реагировать в опасных ситуациях, сохраняя не только жизни людей, но и свою собственную. Хорошо сформированная положительная профессиональная мотивация способствует положительному восприятию избранной профессиональной деятельности, стремлению сотрудника к самоосознанию желаний, целей и быстрейшего профессионального самоопределения.
Таким образом, мотивация – один из важных компонентов профессионального становления будущего сотрудника правоохранительной сферы, успешность профессиональной деятельности которого зависит от уровня сформированности мотивов и профессионального самоопределения. Эффективным способом развития профессиональной мотивации курсантов в период обучения является использование тренинговых технологий в учебно-воспитательном процессе.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1607
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 67
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0