Интеграция творческого и алгоритмизированных подходов в профессиональном обучении сотрудников органов внутренних дел

23

Общая информация

Рубрика издания: Психотехнологии в деятельности правоохранительных органов

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Левенец Е.А. Интеграция творческого и алгоритмизированных подходов в профессиональном обучении сотрудников органов внутренних дел // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

Общеизвестно, что учет психологических закономерностей развития определенных профессиональных умений способствует более быстрой и качественной подготовке специалистов. В связи с этим многие ученые предлагают направить усилия на разработку методик обучения на основе жесткого соблюдения психологических закономерностей овладения человеком общественно-исторического опыта.

По данным основательных исследований Б.Ц. Бадмаева, Н.Н. Нечаева, А.И. Подольского, Н.Ф. Талызиной и др., учеба с помощью методик, разработанных с учетом психологических закономерностей развития новых умений, дает эффект, который значительно превышает показатели традиционного. Эти методики являются структурно-логическими схемами, которые содержат информацию о порядке и последовательности выполнения действий и операций. Их преимущества по сравнению с другими методиками заключаются в том, что при использовании алгоритмов практически исключается ошибочное припоминание знаний и искажение информации.

Полный текст

Общеизвестно, что учет психологических закономерностей развития определенных профессиональных умений способствует более быстрой и качественной подготовке специалистов. В связи с этим многие ученые предлагают направить усилия на разработку методик обучения на основе жесткого соблюдения психологических закономерностей овладения человеком общественно-исторического опыта.

По данным основательных исследований Б.Ц. Бадмаева, Н.Н. Нечаева, А.И. Подольского, Н.Ф. Талызиной и др., учеба с помощью методик, разработанных с учетом психологических закономерностей развития новых умений, дает эффект, который значительно превышает показатели традиционного. Эти методики являются структурно-логическими схемами, которые содержат информацию о порядке и последовательности выполнения действий и операций. Их преимущества по сравнению с другими методиками заключаются в том, что при использовании алгоритмов практически исключается ошибочное припоминание знаний и искажение информации.

Необходимость применения алгоритмов в процессе развития профессиональных умений обусловлено тем, что алгоритм содержит систему ориентиров, которые дают уверенность в правильном выполнении отдельного действия и операции, а также деятельности в целом. Вместе с тем, правоохранительная деятельность часто требует от сотрудников нестандартных подходов в решении профессиональных заданий, которые предопределяют необходимость развития креативности, творчества при применении алгоритмов в профессиональном обучении.

Таким образом в процессе динамики развития профессиональных умений можно выделить такие этапы: репродуктивный (по образцу, алгоритму); репродуктивно-творческий (привнесение индивидуального в состав действий); творческий.

Мы уверены, что применение нормативно-одобренных способов выполнения деятельности не противоречит принципам творчества. Творчество, в свою очередь, является источником формирования, развития и усовершенствования профессиональных умений. Это еще раз доказывает тот факт, что алгоритмизированные методы учебы, с одной стороны, обеспечивают четкое представление о процессе, целях и заданиях деятельности, с другой – обеспечивают возможность развивать умения, творчески использовать знания, придерживаясь необходимых требований, стандартов деятельности.

В связи с этим нами были внедрены в процесс учебы методики, которые основываются на психологических механизмах формирования и развития умений. Одной из них является методика разработки информационных карт, которая применяется в развитии информационно-поисковых умений сотрудников ОВД.

Методика разработки информационных карт основывается на теории поэтапного формирования умственных действий. Главная цель этой методики – не только формирование интеллектуальных действий, но и развитие творчества, креативности мышления, генерирования новых идей, версий и тому подобное. Эта методика применяется с целью обучения сотрудников разрабатывать схематическую карту как ориентировочную основу деятельности, которая помогает интегрировать необходимую профессиональную информацию и направлять поиск решения определенных заданий. Суть методики разработки ориентировочной основы деятельности – складывание схемы, которая учитывает особенности профессиональной ситуации, интегрирует необходимую информацию и направляет умственную деятельность в необходимом направлении.

Благодаря информационным картам в сознании образуется многоканальная система обработки и хранения информации. В процессе работы с помощью такой методики активизируются возможности мозга к творческому и логическому мышлению, а информация, которая воссоздается графически, "материализуется", приобретает реальный наглядный образ.

Таким образом, разработка методов, которые бы способствовали оптимизации умственной деятельности, позволяли творчески и эффективно применять знание на практике, а также формировали профессиональные умения, является важным и перспективным заданием.

Информация об авторах

Левенец Елена Анатольевна, кандидат психологических наук, преподаватель кафедры практической психологии Киевского национального университета внутренних дел, Киев, Украина

Метрики

Просмотров

Всего: 1470
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 23
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0