Пути повышения эффективности психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел

81

Общая информация

Рубрика издания: Психотехнологии в деятельности правоохранительных органов

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Марьин М.И. Пути повышения эффективности психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

Практическая психология в органах внутренних дел Российской Федерации начала активно развиваться с 1993 года. С этого момента создавалась система психологического обеспечения, включающая нормативно-правовую, организационно-штатную, научно-методическую компоненты, подготовку кадров и повышение их квалификации, оценку эффективности деятельности психологической службы.

Психологическое обеспечение охватывает все этапы прохождения службы сотрудниками, начиная с периода поступления кандидатов на службу, их адаптации к профессии, сопровождения профессиональной деятельности в течение всего периода службы, включая психологическую подготовку перед уходом на заслуженный отдых. Профессиональные возможности психологов способствуют повышению эффективности оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, результативности работы с личным составом милиции в целом, управленческой психолого-педагогической компетентности руководителей всех уровней.

Полный текст

Практическая психология в органах внутренних дел Российской Федерации начала активно развиваться с 1993 года. С этого момента создавалась система психологического обеспечения, включающая нормативно-правовую, организационно-штатную, научно-методическую компоненты, подготовку кадров и повышение их квалификации, оценку эффективности деятельности психологической службы.

Психологическое обеспечение охватывает все этапы прохождения службы сотрудниками, начиная с периода поступления кандидатов на службу, их адаптации к профессии, сопровождения профессиональной деятельности в течение всего периода службы, включая психологическую подготовку перед уходом на заслуженный отдых. Профессиональные возможности психологов способствуют повышению эффективности оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, результативности работы с личным составом милиции в целом, управленческой психолого-педагогической компетентности руководителей всех уровней.

Вместе с тем в последние годы отметился глубокий системный кризис в работе с личным составом органов внутренних дел. Отчетные материалы свидетельствуют об ухудшении состояния работы по профилактике чрезвычайных происшествий среди милиционеров, существенном увеличении роста числа уголовных преступлений против личности, совершенных сотрудниками.

Это в определенной степени связано с тем, что у психологической службы системы МВД России существуют проблемы, не способствующие повышению эффективности ее деятельности как в области профилактики различного рода чрезвычайных происшествий среди сотрудников милиции, так и в области психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности.

До настоящего момента в органах внутренних дел существует практика игнорирования заключений и рекомендаций психологов по многим аспектам принятия кадровых решений, рекомендации психологов на принятие управленческих решений существенного влияния не оказывают.

Ежегодно около 600 человек принимаются на службу с заключением психологов «не рекомендован». В отдельных субъектах «не рекомендованные» составляют более 5% от общего числа принятых на службу, около 6% сотрудников назначаются на вышестоящие должности без учета рекомендаций психологов. Практика показывает, что почти в 90% случаев такие сотрудники являются потенциальными источниками чрезвычайных происшествий. К серьезным последствиям приводит и назначение на руководящие должности сотрудников, не обладающих необходимыми личностными качествами, организационно-управленческим потенциалом.

Психологическая служба МВД России, как структурное подразделение воспитательных аппаратов, осуществляет преимущественно решение несвойственных ей задач. По выборочным исследованиям установлено, что общие временные затраты на выполнение указанных функций, т.е. на выполнение непсихологической работы, составляют до 60% от общего служебного времени психологов. Подчиненность практических психологов воспитательным аппаратам, вхождение в структуру этих аппаратов на уровне МВД России, ГУВД, УВД, нацеленность на решение текущих повседневных задач по направлению воспитательного процесса милиционеров не позволяют в полной мере использовать потенциал психологической службы.

Существуют проблемы и в стабилизации кадрового ядра психологической службы. Ежегодно до 20% состава психологической службы обновляется. Высокая текучесть кадров психологической службы по данным специальных исследований обусловлена отсутствием перспектив для служебного роста, низким уровнем специальных званий и, в ряде случаев, с невостребованностью результатов психологической работы при организации работы с кадрами.

С целью совершенствования форм и методов психологического обеспечения, повышения эффективности деятельности психологической службы в органах внутренних дел в течение 3 лет был проведен эксперимент. В рамках эксперимента была создана психологическая служба одного из субъектов Российской Федерации как единая организационно-штатная структура, руководство которой осуществлялась Управлением психологического обеспечения. Оптимально сочетались структурная самостоятельность психологов и их подчиненность руководству. За этот период появилась возможность сформировать профессиональное ядро специалистов-психологов, существенно повысить их мотивацию к службе в органах внутренних дел, возможность комплектовать должности психологов квалифицированными специалистами на конкурсной основе, увеличить объем и качество выполняемых ими основных видов работ.

Эксперимент способствовал эффективному решению вопросов профилактики преступлений, нарушений дисциплины и законности среди личного состава, формированию благоприятного социально-психологического климата в служебных коллективах. Такая организация работы позволила в 7 раз уменьшить число уволенных по отрицательным мотивам на первом году службы; значительно сократить количество сотрудников, привлеченных к уголовной ответственности и осужденных за совершение различных видов преступлений; не допустить боевых и небоевых потерь среди сотрудников, существенно снизить число самоубийств, особенно среди молодых сотрудников.

Данный эксперимент убедительно показал, что самостоятельная психологическая служба, не входящая в структуру воспитательных аппаратов, дает многократно больший положительный эффект как в работе с кадрами, так и в обеспечении оперативно-служебной деятельности.

Результаты эксперимента свидетельствовали также о необходимости активизации деятельности психологической службы по направлению обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, осуществления комплекса мероприятий по сопровождению расследования и раскрытия преступлений, применения психологических знаний в решении задач борьбы с преступностью, обеспечения правопорядка и общественной безопасности в обычных и экстремальных условиях. Значительное внимание психологи должны уделять изучению и прогнозированию социально-психологических процессов в местах массового скопления людей, предупреждению групповых нарушений общественного порядка, участию в разработке рекомендаций для принятия управленческих решений по ликвидации последствий террористических актов и других чрезвычайных обстоятельств.

В целях повышения эффективности работы психологической службы, повышения профессионального статуса психологов, преодоления сложившихся негативных тенденций в системе психологического обеспечения предлагается:

  1. Создать единую психологическую службу МВД России с самостоятельной организационно-штатной структурой, обеспечивающей решение задач как по направлению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, так и по направлению работы с личным составом. Выделить психологов из состава подразделений по воспитательной работе (морально-психологическому обеспечению) и подчинить их непосредственно руководителю органа или подразделения внутренних дел.
  2. Организовать психологическое обеспечение основных направлений оперативно-служебной деятельности: проведения различных видов психологических экспертиз (подозреваемых, свидетелей, потерпевших); осуществления переговорного процесса в ситуациях захвата заложников и угрозы совершения террористических актов; раскрытия серийных насильственных преступлений; деятельности органов предварительного следствия и т.д.
  3. Нормативно закрепить на уровне федерального законодательства критерии профессионального психологического отбора кандидатов на службу. В рамках мероприятий психологического сопровождения кандидатов, включаемых в резерв на выдвижение или назначаемых на вышестоящие должности, предусмотреть углубленное изучение лидерского и организационно-управленческого потенциала личности; изучение социально-психологических особенностей внутрисемейных взаимоотношений и поведения в быту.

Информация об авторах

Марьин Михаил Иванович, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры научных основ экстремальной психологии, факультет экстремальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1142-8857, e-mail: marin_misha@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2479
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 81
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2