Исследование динамики представления человека о себе в группе (на примере студентов юридического факультета)
Общая информация
Рубрика издания: Психотехнологии в деятельности правоохранительных органов
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Постнова А.А. Исследование динамики представления человека о себе в группе (на примере студентов юридического факультета) // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».
Фрагмент статьи
С усложнением различных сторон юридической деятельности растут требования, предъявляемые к личности человека, который избрал профессию юриста в качестве основной жизненной цели. Все большее значение среди них приобретают психологические факторы: наличие у абитуриентов соответствующих личностных качеств, и задатков, которые в ходе обучения в юридическом вузе должны быть приведены в системы навыков, умений и знаний, обеспечивающих успех на практической работе. Профессия правоведа относится к числу таких профессий, которые обладают повышенной социальной значимостью, и к личностным качествам представителям которой предъявляются особые требования.
Полный текст
С усложнением различных сторон юридической деятельности растут требования, предъявляемые к личности человека, который избрал профессию юриста в качестве основной жизненной цели. Все большее значение среди них приобретают психологические факторы: наличие у абитуриентов соответствующих личностных качеств, и задатков, которые в ходе обучения в юридическом вузе должны быть приведены в системы навыков, умений и знаний, обеспечивающих успех на практической работе. Профессия правоведа относится к числу таких профессий, которые обладают повышенной социальной значимостью, и к личностным качествам представителям которой предъявляются особые требования.
Самым первым и одним из важных шагов в воспитании личности будущего профессионала является формирование студенческого коллектива, который оказывает мощное социализирующее и воспитательное воздействие на личность.
Как известно, поведение людей в группе имеет свою специфику по сравнению с индивидуальным поведением. Происходит как унификация, рост схожести поведения членов группы за счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям на основе механизма внушаемости, конформизма, подчинения власти, так и рост возможностей оказывать свое ответное влияние на группу. В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных (эмоциональных и деловых) взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров и т.п. Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение.
В данной работе мы представляем результаты эмпирического исследования особенностей динамики представлении человека о себе в группе.
В нашем исследовании приняли участие студенты юридического факультета Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова (54 человек), в возрасте от 17 до 20 лет.
Сбор информации осуществлялся с помощью Методики «Q – Сортировка» (В. Стефансон).
В ходе исследования представлении человека о себе в группе, мы получили следующие результаты:
При переходе с первого курса на второй имеются достоверные различия – увеличение показателя «независимость» (р<0,01), «необщительность» (р<0,01), «принятие «борьбы» (р<0,01), показатель «избегание «борьбы» (р<0,01) при переходе с 1 на 2 курс достоверно уменьшается. Это свидетельствует о склонности избегать взаимодействия, сохранять нейтралитет в спорах и конфликтах. Тенденция к независимости от мнения других людей, мнение о себе строится на основе личных представлений о результатах своей деятельности, и в меньшей степени зависит от внешнего окружении. Отношения в группе строятся по типу «партнерства», где каждый участник воспринимается как равный.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1512
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 27
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0