Влияние агрессивности как личностного свойства на особенности интеллектуальной деятельности оперативного работника

52

Общая информация

Рубрика издания: Психотехнологии в деятельности правоохранительных органов

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Савченко П.В., Калягин Ю.С. Влияние агрессивности как личностного свойства на особенности интеллектуальной деятельности оперативного работника // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

Проблема агрессивности на сегодняшний момент едва ли не одна из самых насущных проблем многих современных гуманитарных наук. События, произошедшие в 20 веке: две мировые войны, унесшие громадное количество человеческих жизней, изобретение мощнейшего по своей разрушающей силе оружия, дают этому достаточное основание.

Многие авторы разводят понятия «агрессии» как специфической формы поведения человека и «агрессивности» как психического свойства личности. Агрессия рассматривается как процесс (действие), агрессивность — как некоторая структура. В литературе, посвященной изучению агрессии, часто указывают на состояние враждебности, которое может служить импульсом к возникновению агрессивного поведения. Враждебность всегда направлена на определенный объект. Она выражается чувством возмущения, обиды и подозрительности. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных и даже антагонистических отношениях, однако никакой агрессивности не проявлять. Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких чувств не питают.

Полный текст

Проблема агрессивности на сегодняшний момент едва ли не одна из самых насущных проблем многих современных гуманитарных наук. События, произошедшие в 20 веке: две мировые войны, унесшие громадное количество человеческих жизней, изобретение мощнейшего по своей разрушающей силе оружия, дают этому достаточное основание.

Многие авторы разводят понятия «агрессии» как специфической формы поведения человека и «агрессивности» как психического свойства личности. Агрессия рассматривается как процесс (действие), агрессивность — как некоторая структура. В литературе, посвященной изучению агрессии, часто указывают на состояние враждебности, которое может служить импульсом к возникновению агрессивного поведения. Враждебность всегда направлена на определенный объект. Она выражается чувством возмущения, обиды и подозрительности. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных и даже антагонистических отношениях, однако никакой агрессивности не проявлять. Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких чувств не питают.

Агрессию рассматривают не только как поведение, но и как психическое состояние, выделяя его познавательный, эмоциональный и волевой компоненты.

По сравнению с мышлением и мыслительной деятельностью субъекта агрессивность является приобретенным свойством личности. Будучи структурным элементом личности, агрессивность имеет также собственные параметры и взаимодействует с другими компонентами. Качественное своеобразие агрессивности проявляется в различной степени ее выраженности: от почти полного отсутствия до предельного развития.

В целях изучения различных аспектов мышления и их сравнительного анализа между группой с повышенной агрессивностью и агрессией в норме, в работе использовались следующие методики: методика Басса-Дарки, методика «Исключения четвертого», методика «Рисунок несуществующего животного», «Тест руки» Э. Вагнера, «Толкование пословиц и метафор», методика «Пиктограммы». Следует отметить, что в последних двух методиках, наравне с нейтральным материалом, использовался аффектогенный материал, провоцирующий агрессивность.

Анализ результатов выполнения указанных методик позволяет сделать следующие выводы:

  • агрессивность, как личностная черта оперативного работника, оказывает существенное влияние на его мыслительную деятельность, обуславливая особенности ее протекания, что выражается в более сильном искажения аффектогенного материала в методиках «Толкование пословиц» и в «Пиктограммах» в группе лиц с повышенной агрессивностью.
  • виду того, что в группе оперработников с повышенной агрессивностью больше ошибок при воспроизведении нейтрального материала, можно сделать вывод о том, что степень искажения мыслительной деятельности оперработника находится в прямой зависимости от уровня его агрессивности.
  • высокая личностная агрессивность, помимо оказания влияния на абстрактное мышление, может затрагивать и конкретно-ситуативное, что в свою очередь, не исключает возможность появления у человека агрессивного поведения.

Обобщая изложенное, мы получили подтверждение тому, что завышенный уровень агрессивности оперативных работников может влиять как на «высшие» формы мышления (абстрактное, способность к обобщению, развитость речевого аппарата), что может привести к интерпретации некоторых ситуаций, даже не являющихся таковыми, как агрессивных по отношению к нему. Еще более высокий уровень агрессивности в свою очередь может оказывать влияние на более важные, «базовые», более ранние в онто- и филогенезе виды мышления, вплоть до конкретно-ситуативного, что помимо тенденциозного восприятия окружающей реальности может вести к агрессивному поведению.

Информация об авторах

Савченко Павел Валерьевич, психолог-консультант Федерального бюро медико-социальной экспертизы, Москва, Россия

Калягин Юрий Сергеевич, доцент кафедры криминальной психологии факультета "Юридическая психология", ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, e-mail: uskalyagin@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1705
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 52
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1