Психотренинговая работа с курсантами группы повышенного психологического внимания

59

Общая информация

Рубрика издания: Психотехнологии в деятельности правоохранительных органов

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Ярошенко С.В. Психотренинговая работа с курсантами группы повышенного психологического внимания // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

Метод психотренинга в психологической работе с курсантами высших учебных заведений системы органов внутренних дел в Украине применяется на протяжении нескольких лет. Его возможности многогранны. Использование тренинга на начальном этапе знакомства с новой системой обучения и работы, формирования учебного коллектива (во время курса молодого бойца, курсов первоначальной подготовки работников органов внутренних дел) позволяет узнать потенциал учебного взвода, продиагностировать возможности каждого курсанта, перезнакомить учащихся и сплотить коллектив. Проведение тренинговой работы позволяет снизить уровень тревоги и облегчить адаптацию курсантов к новым условиям учебы. Тренинг дает возможность сформировать из различных людей команду и выработать в безопасных условиях тренингового процесса тот стиль межличностного взаимодействия, который соответствует психологическим особенностям данной группы. В процессе взаимодействия во время тренинга происходит осознанное распределение групповых ролей, что снижает риск возможных межличностных конфликтов.

Полный текст

Метод психотренинга в психологической работе с курсантами высших учебных заведений системы органов внутренних дел в Украине применяется на протяжении нескольких лет. Его возможности многогранны. Использование тренинга на начальном этапе знакомства с новой системой обучения и работы, формирования учебного коллектива (во время курса молодого бойца, курсов первоначальной подготовки работников органов внутренних дел) позволяет узнать потенциал учебного взвода, продиагностировать возможности каждого курсанта, перезнакомить учащихся и сплотить коллектив. Проведение тренинговой работы позволяет снизить уровень тревоги и облегчить адаптацию курсантов к новым условиям учебы. Тренинг дает возможность сформировать из различных людей команду и выработать в безопасных условиях тренингового процесса тот стиль межличностного взаимодействия, который соответствует психологическим особенностям данной группы. В процессе взаимодействия во время тренинга происходит осознанное распределение групповых ролей, что снижает риск возможных межличностных конфликтов.

Как в вузах, так и системе органов внутренних дел, существует нормативно регламентированная группа повышенного психологического внимания (далее ГППВ). В эту группу входят сотрудники и курсанты, которые проявляют признаки дезадаптации, девиантного поведения и нуждаются в психологической помощи. Ранее применяемые методы, такие, как психодиагностика, проведение психологических бесед, наблюдение, посещение на дому, не дают эффективного результата и вызывают негативное отношение со стороны данной категории сотрудников. В течение трех месяцев один раз в неделю курсанты, входящие в ГППВ, собирались на групповой встрече. Тренинговое занятие было рассчитано на три часа.

На первой встрече ведущие этой тренинговой группы встретились с большим сопротивлением и протестом на предлагаемую форму занятий со стороны участников группы. Их возмущал сам факт их существования в статусе «члена ГППВ». Сопротивление снизилось спустя месяц регулярной тренинговой работы, направленной на устранение этого явления, однако протестное поведение у некоторых участников группы проявлялось до конца проекта.

Изначально работа в группе задумывалась как психокорекционная, но столкнувшись с негативным отношением участников к данному новому для них виду работы и своего статуса «состоящего в ГППВ», было решено проводить занятия в другом ракурсе. Вся психотренинговая работа была направлена на развитие социально-психологических профессионально значимых личностных качеств в русле бихевиоральной теории личности и гештальт-подхода. Работа строилась осторожно, с ориентиром на запрос участников группы. Каждая встреча была посвящена новой теме, актуальной для курсантов. В результате были получены позитивные отзывы от участников группы с желанием продолжить свое участие в таких тренинговых занятиях. Говорить о том, что за три месяца курсанты кардинально изменили свое поведение, пока еще рано. Однако их желание продолжить работу над собой, осознание необходимости своего развития и самосовершенствования позволяет сделать вывод, что проведенная тренинговая работа была результативна.

Анализ проведенной работы позволил нам определить основные принципы в работе с этой категорией курсантов:

  • каждая тренинговая встреча проводится в согласии с общими правилами проведения тренинга;
  • вести тренинг должны одни и те же тренеры, их смена приводит к нарушению стабильности группы;
  • определяющим фактором при подготовке к очередной тренинговой встрече должна быть обратная связь участников группы, это позволяет установить контакт с группой, расположить ее к себе и снизить первичное сопротивление;
  • день недели, время начала группы и ее продолжительность должны быть документально зафиксированы;
  • встречи должны проводиться вне учебного времени;
  • на время тренинговой встречи курсанты должны быть освобождены от посторонних занятий (парко-хозяйственных, спортивных, культурных мероприятий, нарядов и т.д.);

Полученный опыт свидетельствует о том, что тренинговые технологии эффективны только при систематическом их применении. Увидеть результат после единичного занятия практически невозможно. Таким образом, мы приняли решение о продолжении проекта с целью накопления опыта, который можно будет в дальнейшем подробно проанализировать, систематизировать и рекомендовать для всех вузов МВД.

Информация об авторах

Ярошенко Светлана Владимировна, научный сотрудник Донецкого юридического институт МВД Украины, Донецк, Украина

Метрики

Просмотров

Всего: 2870
В прошлом месяце: 32
В текущем месяце: 31

Скачиваний

Всего: 59
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2