Теория и практика психологии кризисных ситуаций в правоохранительной деятельности

105

Общая информация

Рубрика издания: Экстремальная психология

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Мягких Н.И., Крылова Н.И. Теория и практика психологии кризисных ситуаций в правоохранительной деятельности // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

В современном мире все больше и больше отмечается проблем, обусловленных неблагоприятными последствиями человеческой деятельности: экологии среды обитания, усложнение и обострение социальных конфликтов, сопровождающихся насилием и жестокостью (локальные военные конфликты, терроризм, криминальная ситуация и т.п.), сильнейшие природные катаклизмы (стихийные бедствия) и техногенные катастрофы. В связи с этим все больше исследователей захватывает проблемное поле, обозначаемое как «кризис» (от греч. /crisis решение, поворотный пункт, исход).

Полный текст

В современном мире все больше и больше отмечается проблем, обусловленных неблагоприятными последствиями человеческой деятельности: экологии среды обитания, усложнение и обострение социальных конфликтов, сопровождающихся насилием и жестокостью (локальные военные конфликты, терроризм, криминальная ситуация и т.п.), сильнейшие природные катаклизмы (стихийные бедствия) и техногенные катастрофы. В связи с этим все больше исследователей захватывает проблемное поле, обозначаемое как «кризис» (от греч. /crisis решение, поворотный пункт, исход).

Проблематика кризиса индивидуальной жиз­ни развивалась в основ­ном в рамках профилактической психиатрии.

Актуальность разработки тематики кризиса личности продиктована высокой вероятностью завершения кризиса максимально выраженной социально-психологической дезадаптации индивида, ведущей к десоциализации, маргинальности, радикализму, фанатизму, тоталитаризму, деструктивности, вплоть до суицида.

Для сущности природы личностных кризисов характерны следующие черты: отмечается нарушение внутреннего равновесия (психического, душевного, эмоционального) или гомеостаза человека, возникшее в результате средовых воздействий; любой кризис является поворотным пунктом в развитии личности (по пути конструктивному или деструктивному); кризис не возникает сам по себе, он является следствием субъективного идеаторного и чувственного восприятия различного рода социальных, природных и экономических воздействий или ситуаций, нарушающих привычные жизненные стереотипы и создающих препятствие, вызывающих переживания или действия, когда человек не в состоянии самостоятельно их разрешить.

Любой человек сталкивается с переживанием кризиса. Теоретически жизнен­ные события квалифицируются как ведущие к кризису, если они создают потенциальную или актуальную угрозу удовлетворению фундаментальных потребностей, которую человек не может разрешить в короткое время и привычным способом.

В.В. Козлов определяет кризис как естественное (возрастной и экзистенциальный кризис) или искусственное (антропогенное, техногенное, социогенное) препятствие на жизненном пути, преодоление которого невозможно личностью или группой привычными ресурсами (Козлов,2007).

В нормальном цикле жизни человека постоянно сталкивается с непри­ятностями ситуациями обыденной (повседневной) деловой, учебной, семейной жизни. Очевидно, что необходимо выделять уровень сложности трудных ситуаций.

Трудная жизненной ситуации возникает тогда, когда внешние по отношению к человеку изменения в окружающей среде нарушают относительное равновесие внешних и внутренних условий бытия (адаптацию к жизни) или угрожают нарушить его деятельность, отношения со значимыми людьми, привычный для него образ жизни в целом или в одном из жизненных пространств, создавая тем самым потенциальную или актуальную угрозу существованию и удовлетворению основных жизненных потребностей.

Для всех трудных жизненных ситуаций характерно нарушение устойчивости привычного образа жизни (в том или ином пространстве бытия) и возникновение необходимости изменений.

Трактовка понятия «трудная жизненная ситуация» представлена в ФЗ «Об основах социального обслуживания населения», принятый Государственной Думой РФ от 10.12.1995 г. № 195 (статья 3): трудная жизненная ситуация понимается как ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Из перечисленных, и исследователями, и законодательством характерных признаков, ключевыми, на наш взгляд, являются: нарушение привычных жизненных стереотипов, создающих препятствие («невозможность»), и вызывающих переживания или действия, когда человек не в состоянии самостоятельно их разрешить.

Основной целью психологии кризисных ситуаций выступает изучение причин формирования и развития изменений психической деятельности человека с учетом его личностных особенностей под влиянием субъективно угрожающих или тотальных внешних средовых воздействий с последующей реализацией практических потребностей индивида или социальных (профессиональных) групп населения в краткосрочной и доступной психологической (психокоррекционной) помощи.

В современной теории кризиса выделяют следующие основные понятия кризисных ситуаций: личностный кризис, кризисное состояние, кризисная личность. Ситуации, приводящие к определенному кризисному состоянию, подразделяются на: внутренние кризисы — возрастные, жизненные и экзистенциаль­ные (т.е. кризисы, причиной которых является естественное развитие личности) и внешние кризисы — в качестве стрессора в которых выступают внешние травматические события – экстремальные кризисные ситуации, обладающие мощным негативным следствием, ситуации угрозы жизни для самого себя или значимых близких.

Особое место психология кризисных ситуаций занимает в организации системы медико-психологического сопровождения деятельности сотрудников ОВД, чья профессиональная деятельность носит экстремальный характер.

Постоянной психоэмоциональной напряженностью является значительным деформирующим фактором на профессиональную и социально-психологическую деятельность сотрудников.

Исследования показали, что вероятность ПД до 5 лет службы маловероятна; 6-10 лет – средняя вероятность, 11-15 лет вероятность высокая, свыше 15 лет – неизбежная.

Специфика профессиональной деятельности сотрудников ОВД обуславливают потребность в новом подходе к организации медико-психологических профилактических мероприятий.

С учетом современных воззрений на психологию кризисных ситуаций следует выделить приоритетные категории лиц, которые в первую очередь и в обязательном порядке должны проходить диагностические и восстановительные мероприятия:

Первая, обусловлена стресс-факторами специфики служебной деятельности (высокая вероятность антрогенных – экстремальных воздействий): а) сотрудники специальных (ОМОН, ОМСН) и оперативных подразделений; б) сотрудники, принимавшие участие в контртеррористических операциях в СКР; в) сотрудники, принимавшие участие в экстремальных ситуациях (огневые контакты) или в обеспечении общественного порядка при ликвидации последствий ЧС.

Вторая, обусловленная стресс-факторами условий жизни – трудные жизненные ситуации: а) сотрудники с выраженными социальными проблемами: отсутствие нормальных жилищных условий, одинокость, многодетность, малообеспеченность; б) сотрудники, находящиеся в трудной жизненной ситуации (смерть близких или тяжелое заболевание близких, развод и иное).

Третья, обусловленная стресс-факторами проблем со здоровьем или личностными особенностями: а) сотрудники часто и длительно болеющие; б) сотрудники, проявляющие конфликтные формы поведения.

Четвертая, обусловлена стресс-факторами освоения новых видов деятельности или объема профессионально-служебной деятельности: а) сотрудники, назначенные на руководящие должности оперативно-начальствующего состава; б) сотрудники, отнесенные по результатам профессионального отбора к группе повышенного психологического внимания.

Следует иметь в виду, что для каждой категории необходимо предусматривать периодичность профилактических обследований с учетом риска возможных нарушений состояния здоровья и профилактики профессиональной деформации.

Информация об авторах

Мягких Николай Иванович, кандидат психологических наук, начальник Центра психофизиологической диагностики Медико-санитарного центра МВД России, Москва, Россия

Крылова Наталья Игоревна, психолог Центра психофизиологической диагностики медико-санитарного центра МВД России, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1931
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 105
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3