Семейное насилие глазами детей: эмпирическое исследование

213

Общая информация

Рубрика издания: Психология девиантного и криминального поведения

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Семейное насилие глазами детей: эмпирическое исследование // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

Отсутствие современной теоретической основы рассмотрения проблемы насилия в семье с психологической точки зрения не позволяет создать эффективные подходы к профилактике и коррекции проявления насильственных форм выражения агрессии в семье. Особое значение в этих условиях приобретают социально-перцептивные исследования проблемы насилия у детей дошкольного возраста.

Авторамипредпринят опрос 479 дошкольников с помощью детского варианта авторской анкеты А.И.Тащёвой на исследование насилия в семье.

Опрос проводился в ДОУ №№116, 237, 291,в СПК «Начальная школа – детский сад» «Лукоморье»(г.Ростов-на-Дону) в 2007-2012годы. Достоверность полученных результатов определялась с помощью многофакторного дисперсионного анализа Фридмана и корреляционного анализа (коэффициент корреляции r2 при уровне достоверности p<0,05 и коэффициент ранговой корреляции Спирмена).

Статистически достоверно показано, в процессе развития у детей формируются два относительно самостоятельных понятийных блока представлений о насилии в семье. Первый возникает на базе абстрактных содержательных характеристик, описывающих насилие в терминах, отстраненных от реального опыта семейных отношений («убийство», «драки бандитов», «изнасилование»), что связано с усвоением детьми социальных стереотипов и общекультурных представлений о подобном виде поведения.

 

<...>

Полный текст

Отсутствие современной теоретической основы рассмотрения проблемы насилия в семье с психологической точки зрения не позволяет создать эффективные подходы к профилактике и коррекции проявления насильственных форм выражения агрессии в семье. Особое значение в этих условиях приобретают социально-перцептивные исследования проблемы насилия у детей дошкольного возраста.

Авторамипредпринят опрос 479 дошкольников с помощью детского варианта авторской анкеты А.И.Тащёвой на исследование насилия в семье.

Опрос проводился в ДОУ №№116, 237, 291,в СПК «Начальная школа – детский сад» «Лукоморье»(г.Ростов-на-Дону) в 2007-2012годы. Достоверность полученных результатов определялась с помощью многофакторного дисперсионного анализа Фридмана и корреляционного анализа (коэффициент корреляции r2 при уровне достоверности p<0,05 и коэффициент ранговой корреляции Спирмена).

Статистически достоверно показано, в процессе развития у детей формируются два относительно самостоятельных понятийных блока представлений о насилии в семье. Первый возникает на базе абстрактных содержательных характеристик, описывающих насилие в терминах, отстраненных от реального опыта семейных отношений («убийство», «драки бандитов», «изнасилование»), что связано с усвоением детьми социальных стереотипов и общекультурных представлений о подобном виде поведения.

Второй блок представлений о семейном насилии формируется на основе конкретного опыта семейных отношений и усвоения детьми доступных их непосредственному наблюдению паттернов инструментального использования отдельных элементов поведения насилия, известных детям по абстрактным понятиям из первого блока. Другими словами, через опыт семейных отношений в сознании детей происходит конкретизация общих абстрактных представлений о насилии. Это особенно заметно при сравнении семантического пространства понятия «насилие» в основной и контрольной группах. У детей сопытом жертв домашнего насилия доминирует представление о насилии как рукоприкладстве и моральном подавлении. Дети без опыта насилия чаще воспринимают его как убийство или изнасилование, совершаемые чужими людьми над посторонними для них людьми.

Опыт семейной жизни дает детям и нормативные образцы инструментально-целевого использования актов насилия в различных ситуациях межличностного взаимодействия; развивает у них устойчивость к восприятию и переживанию эмоциональных и физических последствий поведения насилия; задает способы его причинно-следственного обоснования.

Система тоталитарного воспитания, рассматривающая насилие и принуждение в качестве наиболее эффективного средства социализации детей, формирует восприятие насильственных действий как главного источника порядка, стабильности, наиболее действенного способа утверждения нормативного поведения и решения конфликтов.

Осуществление насилия значимым взрослым (родителем, другим родственником) приводит к созданию у ребенка положительного образа насильника и к ценностному оправданию насильственных действий, что может формировать «двойной» стандарт восприятия насилия. По сути, дети-жертвы семейного насилия не воспроизводят нейтрального образа насильника, а исключительный случай негативной генерализации восприятия отца, совершающего насильственные действия по отношению к ребенку, вытесняется из сознания последнего либо ребенок все-таки находит положительные качества папы: «Он добрый, но бывает злой».

Эмпирические данные позволяют утверждать, что дети в результате оперантного научения не просто воспроизводят формальную сторону пережитого опыта жертвы семейного насилия, а усваивают его сущность и инструментально-целевое содержание, что позволяет им осознанно выбирать различные формы осуществления насилия в собственном опыте общения со сверстниками в зависимости от контекста ситуации и целей своего поведения.

 

Метрики

Просмотров

Всего: 2172
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 213
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0