Перспективы развития психологического портретирования

229

Общая информация

Рубрика издания: Психология девиантного и криминального поведения

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Перспективы развития психологического портретирования // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Полный текст

Психологическое портретирование – это метод составления комплексной характеристики человека, содержащей описание его внутреннего склада и возможных поступков в определенных значимых обстоятельствах. (Бондаренко С. В., Пашина Т. С., 2006)

Наиболее широкое распространение метод психологического портретирования получил в таких отраслях психологии, как клиническая психология, педагогическая психология, политическая психология, психология управления, юридическая психология.

Стоит обратить особое внимание на возможность построения психологического портрета человека, которого психолог не знает и никогда не видел. На первый взгляд не понятно, зачем ставить такую задачу, куда проще провести психодиагностические тесты, беседы и составить портрет. Однако существует ряд сфер деятельности человека, в которых прямой контакт исследователя с объектом невозможен. Такие как изучение исторической личности, личности политика, или, наконец, преступника скрывшегося с места преступления.

Метод психологического портретирования неизвестного преступника на основании анализа продуктов деятельности и реконструкции процесса деятельности мог бы оказать серьезную помощь следственным органам в поимке преступника и предотвращении его дальнейших криминальных действий.

С сожалением приходится признать, что задача создания подобного метода в России на данный момент решена не на сто процентов. В силу того, что специалистам-психологам редко удается участвовать в расследованиях, как правило, информация о деле к ним попадает, когда преступник уже пойман и от психолога требуется судебно-психиатрическая экспертиза, наработки наших исследователей в области составления портрета неизвестного преступника большей частью основаны на материалах преступлений, которые происходили десятилетия назад еще в СССР (Образцов В. А., Богомолова Н. Н., 2002).

Однако стоит признать, что в США такие методы существуют и активно внедряются в работу следственных органов. Их история изучения данного вопроса насчитывает десятилетия, и базируются на изучении множества дел серийных преступников, определенным образом категоризированных данных по этим делам (Richard N.Kocsis, 2006).

Опыт зарубежных коллег может быть полезен, однако существуют определенные сложности в адаптации разработанных ими методов.

Особый интерес могут представлять критерии описания неизвестного преступника, например такие, как: как возраст и пол, профессиональная сфера, семейные характеристики, привычки, внешний вид.

Кроме того, следует ориентироваться на используемую за рубежом схему анализа преступления.

Однако в силу различий в социальных, демографических, экономических и др. между нашими странами возникает невозможность использования базы данных США.

Кроме того, стоит обратить внимание на то, что в основе метода психологического портретирования на Западе лежит поведенческая психология.

Знания о закономерностях развития личности служат отправным пунктом для конструирования и применения психодиагностических методов, а также для интерпретации психодиагностической информации. Диагнозы и прогнозы относительно индивидуальных свойств личности и личности в целом обладают более высокой степенью достоверности, если они строятся на основе определенной теории личности. Таким образом, возникает еще одна проблема в том, чтобы заняться адаптацией западных методик, непосредственно связанная с переосмыслением А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном предмета психологии и введением понятия деятельности, которое шире понятия поведение.

Поэтому нам представляется наиболее целесообразным работать в рамках отечественной психологии. Это особенно важно, потому что исследования отечественных психологов основываются на принципах единства сознания и деятельности, общего строения внешней и внутренней деятельности, взаимосвязи значения и личностного смысла. Именно такая теоретическая база позволит преодолеть проблему, выделенную Н.В. Дворянчиковым и О.А. Логуновой в статье «К вопросу о разработке психологического портрета серийного сексуального убийцы». Авторы отмечают, что между объективной реальностью события преступления и субъективной реальностью личности преступника нет прямой причинно-следственной связи. Успешность деятельности по психологическомупортретированию неизвестного преступника во многом определяется знанием характера опосредованного влияния личностных факторов на формирование мотивации и механизма криминального поведения, что не учитывают существующие методы портретирования.

Литература

  1. Бондаренко С. В., Пашина Т. С. Психологическоепортретирование личности преступника. Материалы Х региональной научно-технической конференции «Вузовская наука – Северо-Кавказскому региону». СевКавГТУ, 2006.
  2. Логунова О.А., Дворянчиков Н.В. К вопросу о разработке психологического портрета серийного сексуального убийцы// Психологическая наука и образование, 2010/.
  3. Образцов В. А., Богомолова Н. Н. Криминалистическая психология. Издательства: Юнити-Дана, Закон и право, 2002 г.
  4. Ракитянский Н.М. Психологическоепортретирование в политической практике. М.: «Интерпресс», 2008.
  5. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии». - М.: Педагогика, 1989. Т. 1
  6. Kocsis R. N. Criminal profiling: principles and practice; 2006.

 

Метрики

Просмотров

Всего: 2893
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 229
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 4