На сегодняшний день терроризм является одной из глобальных социальных проблем, с которыми сталкивается мировое сообщество.
Федеральный закон Российской Федерации «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ даёт следующее определение терроризма:
«Терроризм – идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий».
Таким образом, сущностное наполнение такого феномена как терроризм включает в себя и противозаконное насилие, как правило, с применением оружия, и стремление запугать широкие слои населения, и невинные жертвы, а применительно к террористическим актам, выходящим за рамки государственных границ, – международный элемент(Попович А.).
Особую роль играет психологический портрет террориста, поскольку с помощью него можно не только понять мотивы преступного деяния террориста, но и в дальнейшем суметь предотвратить его действия.
Как таковой психологический портрет террориста составляли многие учёные, психологи, психиатры. Общим выводом этих работ служит тот аспект, что в абсолютном большинстве случаев террористы – это молодые люди в возрасте около 20 лет, получившие воспитание в патриархальной и весьма религиозной культуре (Решетников М., 2006).
Общие характерные черты многих террористов – постоянная оборонительная готовность, чрезмернаяпоглощённость собой и незначительноевнимание к чувствам других (Тарасова Е.В., 2011).
В их сознании обычно присутствуют устойчивые представления об исторической травме своей нации и мощные эмоциональные связи с последней (Решетников М., 2006).
В детском и подростковом возрасте террористы обнаруживают высокий уровень притязаний, завышенную самооценку, отличаются склонностью к фантазированию, занимают выраженную обвиняющую позицию (Малкина-Пых И.Г., 2009).
В последнее время огромную роль в транслировании образа террориста играет кинематограф. Причиной тому служит его способность наглядно изобразить не только отличительные признаки внешности террориста, но и психологически-мотивационные особенности его поведения.
Дополнительным аспектом кинематографа является его принадлежность к той или иной стране-производителю, поскольку культурно-территориальный аспект влияет на интерпретацию самого образа террориста в фильме.
С целью изучения восприятия студенческой аудиторией (19 человек) образа террориста разной культурно-территориальной принадлежности было проведено исследование, участники которого должны были составить психологический портрет террориста, действующего за границей и на территории РФ. Однако перед этим студентам было предложено посмотреть фильм американского и российского производства для определения влияния общих тезисов фильмов на восприятие респондентами образа террориста.
С помощью данного исследования установлено:
1. Внешние признаки.
Исполнителем террористических действий, как за границей, так и на территории РФ выступает мужчина, принадлежащий к лицам восточной национальности. За исключением возраста (20-35 лет – в России, 25-45 лет – за границей), особых различий во внешней характеристике террориста разных стран не наблюдается: наличие бороды, смуглая кожа, возможны шрамы; одежда, в свою очередь, не привлекающая внимания.
2. Манера поведения.
Террорист, находящийся на территории РФ, отличается крайней нервозностью поведения, имеет привычку постоянно оглядываться по сторонам. Зарубежный террорист, наоборот, достаточно спокоен и организован. И тому, и другому образу свойственна агрессивность.
3. Мотивация поведения.
За исключением религиозных убеждений террориста и мести за ущемлённое положение своей страны, мнение респондентов и по этому вопросу разделилось: мотивация преступного поведения российского террориста заключается в проблемах детства. Мотивация же зарубежного террориста либо основывается на непринятии обществом, либо коренится в психологических проблемах самой преступной личности.
4. Психическое состояние.
В обоих случаях террорист – это психологически неадекватная личность.
Таким образом результаты исследования показали, что терроризм является актуальной проблемой современного общества. Студенческая аудитория проявляет интерес к данной проблеме, при этом она ориентируется на ту информацию и те образы, которые интерпретирует кинематограф. Студенты, принимавшие участие в исследовании, демонстрируют как сходства, так и различия в психологическом портрете российского и зарубежного террориста, что говорит о влиянии той или иной культурно-территориальной среды на транслирование образа террориста.